|
|
N°129, 23 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Профессиональное помилование
Правозащитникам дадут в помощь юристов
Порядок помилования в России, видимо, будет изменен. Комиссии Анатолия Приставкина, похоже, не удалось отстоять свою точку зрения на то, каким образом президент должен проявлять милосердие по отношению к осужденным. Хотя саму комиссию планируется сохранить. Разбавив при этом правозащитников и общественных деятелей юристами и экспертами правоохранительных органов. Сделано это будет, дабы обеспечить профессиональную экспертизу поступающих Владимиру Путину документов и в результате оградить президента от обвинений в том, что он иногда выпускает на волю закоренелых рецидивистов -- тех самых, которых ему, как выяснилось, иногда хочется «удушить собственными руками». Такой вариант работы с петициями осужденных, судя по всему, устраивает и главу Минюста Юрия Чайку, и Кремль.
Напомним, что конфликт начался с взаимных упреков. Замглавы президентской администрации Виктор Иванов обвинил комиссию по помилованию в «неоправданно широком» использовании этого гуманистического акта. В ответ Анатолий Приставкин заявил, что именно по вине г-на Иванова с осени прошлого года в России было помиловано только восемь человек.
Однако в последние дни стало ясно, что позицию Виктора Иванова разделяет все руководство администрации президента. Это подтвердил на днях на встрече в Совете Федерации другой замглавы администрации -- Дмитрий Козак. Оговорившись, что напрямую к работе комиссии он отношения не имеет, г-н Козак повторил все те же тезисы о непрофессионализме Анатолия Приставкина и его соратников и о необходимости сделать помилование индивидуальным актом. А в минувшие выходные информагентства обильно цитировали других высокопоставленных кремлевских чиновников, призывающих не путать такую массовую акцию, как амнистия, с президентским помилованием.
При этом сомнения в необходимости существования комиссии по помилованиям как таковой проскальзывают только в выступлениях главы Минюста. Так, в интервью Интерфаксу Юрий Чайка заявил, что Анатолий Приставкин и его соратники, предлагая Госдуме разработать федеральный закон о помиловании, «по сути навязывают президенту эту комиссию как обязательный атрибут». Администрация президента, похоже, намерена комиссию сохранить. Хотя совершенно неясно, смогут ли правозащитники работать вместе с юристами. Ведь, как уже неоднократно повторяли члены комиссии г-на Приставкина, помилование есть акт милосердия, а не справедливости, и лежит он в категории этики, а не права.
Олег ВОЛКОВ