|
|
N°54, 31 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Пойдем другим путем
Минтранс хочет ввести плату за дороги, не дожидаясь специального закона
Из-за недостаточного бюджетного финансирования автодорог в России Министерство транспорта вынуждено форсировать создание механизма привлечения частных инвестиций в эту сферу и организацию платных автотрасс. Об этом заявил вчера глава Минтранса Игорь Левитин на расширенной коллегии своего ведомства. Он сказал, что "другого пути здесь нет", и подчеркнул, что хотя федеральный закон "О платных автодорогах" пока не принят, это не препятствует созданию платных дорог как таковых.
Г-н Левитин сказал, что согласно принятой в 2002 году федеральной целевой программе "Модернизация транспортной системы России до 2010 года", в развитие всех видов транспорта следует вкладывать по 600 млрд руб. в год, однако бюджетные источники всех уровней вместе дают только 300 млрд рублей.
Что касается госвложений именно в автодороги, то они не только недостаточны, но и имеют тенденцию уменьшаться год от года. По данным Федерального дорожного агентства, финансирование дорожного хозяйства России за четыре последних года сократилось втрое. В 2000 году выделялось 333 млрд руб., а в 2005 году -- лишь 111 млрд. По словам главы агентства Олега Белозерова, "если сейчас финансирование не изменить коренным образом, то доля автомобильных дорог, соответствующих требованиям безопасности, с нынешних 24% к 2010 году снизится до 5%". Министр в данной ситуации считает правильным не урезать расчетные объемы затрат, а восполнять недостаток инвестиций из негосударственных источников.
Готовность транспортников идти по платной дороге впереди законодателя поддержал выступивший на коллегии замминистра экономического развития и торговли Андрей Шаронов. Он сказал, что со строго юридической точки зрения в МЭРТ предпочли бы сначала принять закон о дорогах вообще, а уж затем еще один закон "о платном режиме их использования". Однако, признал г-н Шаронов, его ведомство потратило на разработку своего дорожного законопроекта три года, и до сих пор этот труд не увенчался успехом. Сейчас, отметил замминистра, "есть хороший зуд принять" другой законопроект -- "О концессиях", уже прошедший первое чтение в Государственной думе. "Не будем этому мешать", -- пообещал г-н Шаронов. Напротив, он призвал транспортников помочь в доработке этого законопроекта, а роль собственного ведомства в продвижении этого нормативного акта описал весьма самокритично. "В вопросах государственно-частного партнерства мы готовы посыпать голову пеплом... Мы не предприняли усилий, чтобы закон "О концессиях" подошел ко второму чтению", -- сказал он. Именно опираясь на закон "О концессиях", Минтранс считает возможным привлечь частные деньги в дорожное строительство и развитие разнообразных смежных придорожных бизнесов.
Вице-премьер Александр Жуков, также выступивший на коллегии, поставил перед сотрудниками Минтранса задачу ввести и модернизировать в 2005 году 3,5 тыс. км автодорог. Не называя сумм, г-н Жуков пообещал, что основная масса государственных капвложений в текущем году будет направлена на финансирование объектов дорожного хозяйства, на развитие транспортной инфраструктуры, на обеспечение безопасности на транспорте, а также на субсидирование социально-значимых перевозок. Среди стратегических задач в транспортной сфере на ближайшие десять лет он назвал повышение "подвижности населения на 40%" и увеличение протяженности дорог общего пользования с твердым покрытием до 710 тыс. км.
Михаил КУКУШКИН