Время новостей
     N°54, 31 марта 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.03.2005
Патентованный арматурщик
Работодателей хотят заставить вносить предоплату за труд мигрантов
Не облагаемый никакими налогами труд гастарбайтеров, похоже, не дает покоя налоговикам. Федеральная налоговая служба (ФНС) совместно с Федеральной миграционной службой (ФМС) разрабатывает новую систему контроля за нелегальным привлечением к работе иностранцев. Об этом рассказал первый заместитель директора ФМС Юрий Демин на Всероссийском совещании по вопросам подоходного налога и госпошлины. А чтобы российские работодатели перестали скрывать привлечение к работе гастарбайтеров, законопроект будет предусматривать предоставление налоговых льгот предприятиям, легализовавшим мигрантов, в депрессивных регионах.

Сколько сегодня теряет бюджет из-за неучтенных гастарбайтеров, чьим трудом строятся здания, разгружаются фуры и вагоны, обрабатываются фермерские поля, пытались сосчитать многие эксперты, но точной цифры до сих пор нет. Ясно только, что в Москве незаконных трудовых мигрантов от 1 до 2 млн, в прочих же российских городах обитает еще около миллиона нелегальных иностранных работников. Граждан СНГ -- около половины всех "легионеров". Из них на долю украинских рабочих приходится 28%. По подсчетам ФМС, 41% трудовых мигрантов заняты в строительстве, 22% -- в торговле и общепите, 13% -- в промышленности. Законопослушные работодатели платят за регистрацию сотрудников-иностранцев 7 тыс. руб. в год (включая оплату недавно введенной трудовой карты мигранта). Строительная бригада из двух десятков молдаван или узбеков, таким образом, обходится около 5 тыс. долл. дополнительных расходов, не считая выплаты рабочим зарплаты. Редко кто из работодателей согласен добровольно нести такие траты.

Легализация работника сегодня дело не только дорогое, но и довольно хлопотное. Сперва надо получить разрешение в местном департаменте занятости. Причем прежде, чем выдать такую санкцию, департамент обязан выяснить, нет ли среди безработных местных жителей специалистов того же профиля, как и ваш зарубежный соискатель. Если таковые найдутся, вакансия должна быть предоставлена именно им, а не иностранцам. Правда, это требование легко обходится замысловатой формулировкой названия вакансии. Фирма посылает в департамент запрос о том, что ей нужен не просто арматурщик, каменщик или бетонщик, а специалист по «кладке фигурных стен». В банке данных таких специалистов не оказывается, и департамент дает добро на принятие труда иностранца. Но затем это разрешение необходимо заверить в Федеральной службе занятости, обратиться в управление по делам миграции местного ГУВД, разрешение которого должно быть также заверено Федеральной миграционной службой МВД. Только после этого местное управление по делам миграции дает окончательное разрешение приступать к работе. На все про все уходит не менее полугода.

Поправки в законодательство, обсуждаемые налоговиками совместно с кураторами мигрантов, для облегчения собираемости налогов с иностранцев и их работодателей предлагают ввести в обиход своеобразные «патенты» на использование иностранной рабочей силы. Как заявил на совещании начальник сводно-аналитического отдела управления налогообложения доходов физических лиц, исчисления и уплаты государственной пошлины Федеральной налоговой службы Николай Стельмах, патентная система может быть предложена как альтернатива введению авансовой системы уплаты налога.

По логике налоговиков, чтобы получить разрешение на использование труда мигранта, надо предварительно заплатить налог. Предпринимателям самим будет удобнее, говорят налоговики, ведь одновременно должна облегчиться и процедура подачи документов: о переводе с разрешительного принципа на уведомительный речи пока не идет, но налоговики договорились с миграционной службой о создании новой информационной системы обмена данными о действительных и аннулированных разрешениях на работу иностранцев. То есть документы можно будет сдавать по продвигаемому правительством во всех областях жизни (правда не очень успешно) принципу «одного окна».

Не исключено также, что фирмам, легализовавшим своих иностранцев в соответствии с требованиями закона, будут предоставлены некие налоговые льготы. Как сказал на совещании г-н Демин, это, возможно, будет касаться тех регионов, где ощущается нехватка рабочей силы. То есть явно не Москвы. Новый законопроект, по словам г-на Демина, позволит направить мигрантов в нужные регионы страны, где их работа будет полезна экономике. О льготах по какому налогу идет речь, пока непонятно -- чиновники ФНС тему льгот обсуждать отказались.

По мнению экспертов, взыскать налоги с гастарбайтеров и их работодателей дело довольно бесперспективное, и никакими налоговыми льготами заманить иностранцев-разнорабочих в налоговые инспекции не удастся. Сегодня иностранцы-нерезиденты (находящиеся в стране не более полугода безвыездно) должны платить подоходный налог по ставке 30%. Как считает директор Центра миграционных исследований Жанна Зайончковская, России нужно уже думать не об ужесточении миграционных норм, а об их либерализации. В последние 15 лет наша страна упустила свой шанс стать «Америкой XXI века» и привлечь вдвое больше трудовых ресурсов. По словам директора по маркетингу группы строительных компаний «Конти» Вячеслава Тимербулатова, «процедура оформления приема на работу иностранцев очень громоздка, занимает в среднем до полугода, что не всегда экономически целесообразно в условиях современного рынка, ведь контроль таких компаний ведется очень строгий и в случае нарушений компаниям грозят штрафы, дополнительные проверки и прочее». Мы не используем труд гастарбайтеров, говорит специалист, но допускаем, что их работа может рассматриваться другими компаниями как мера повышения эффективности строительного бизнеса. Хотя доля зарплаты в себестоимости конечного продукта сегодня относительно небольшая.

Ирина СКЛЯРОВА