Время новостей
     N°128, 20 июля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.07.2001
Война и мир в Серебряном Бору
Роман-эпопея Василия Аксенова «Московская сага» заинтересовал кинематографистов. По нему скоро начнут снимать сразу два фильма: один игровой полнометражный, другой -- телевизионный, многосерийный. Актеры, режиссер, операторы -- одни и те же.

В романе Аксенова рассказывается история семьи потомственного врача Градова, всю жизнь прожившего в Москве, в Серебряном Бору. Его дети -- двое сыновей и дочь, а потом и внуки оказываются в центре событий, определивших судьбу двух первых послереволюционных поколений. История страны рассказана через мелодраматические переломы их биографий -- тюрьмы, ссылки, воинские победы, поэтические триумфы, смерть, плен, любовь. Сталин и его сын Василий, Фрунзе, Берия -- эти исторические персонажи оказываются тесно связаны с членами семьи Градовых, так что в некотором смысле роман является энциклопедией советской жизни. Возможно, слишком упрощенно-эффектной, но зато увлекательной и с достойной человеческой позицией.

Снимать семейную сагу будет своего рода семейный подряд: режиссер Дмитрий Борщевский, сценарист Наталья Виолина -- его жена (в соавторы к ней приглашен Павел Финн), продюсер Антон Борщевский -- сын. Деньги на проект получены при помощи московского правительства -- фильм-то о Москве. Называться он будет «Серебряный Бор».

С участниками проекта беседовала Вита РАММ.

Дмитрий Борщевский:

-- В романе Аксенова много места отводится интерпретациям различных исторических событий. Сейчас выросло поколение, которое ничего не знает про Кронштадт, про Варшавское восстание, смерть Фрунзе. Как вы собираетесь об этом рассказывать?

-- В картине будет очень много хроники, иначе рассказ семейной саги будет неполным. Если мы не будем знать, что происходит во внешнем мире, будут непонятны переломы судеб героев. Но мы не делаем фильм о политической истории страны, мы снимаем фильм о частной истории семейной жизни. О гибели Фрунзе снимались фильмы, писались статьи. Подробности нам не так уж важны, они уже известны. Нам бы хотелось передать на экране человеческое содержание этого события. В романе есть сцена, когда бесстрашный командарм Михаил Фрунзе, уже в положении больного и беззащитного, шепчет кремлевскому врачу Борису Градову: «Мне не нужна операция». Страшная сцена, ведь мы знаем всю предысторию, знаем последствия. Нам важен переход человека от абсолютной власти в положение жалкого больного. В этом эпизоде уже можно предвидеть судьбу профессора Градова. Интонация перемены судьбы и есть главное для нас в романе, и, даст бог, нам удастся передать эту изменчивость человеческого существования.

-- Каждый персонаж романа помимо своей индивидуальной судьбы представляет определенный слой общества: отец -- врач, старший сын -- военный, младший -- партийный работник, дочь Нина -- поэт, и так далее. Интересен ли для вас этот общественный расклад, предложенный автором?

-- Роман был написан 11 лет назад. Мы снимаем фильм в другой стране и в другое время. Тогда все эти исторические открытия, откровения были важны. Сегодня мы можем позволить себе роскошь заниматься не политикой, а историей человеческих взаимоотношений. Посмотрите на сегодняшние тиражи газет и журналов. Было время, когда в нашей семье выписывали по два номера «Огонька». Мы их друг у друга рвали из рук. Кино не может позволить себе не считаться с тем, что хотят увидеть люди. Нам кажется, что сегодня общество нуждается в самом серьезном, в самом глубоком размышлении, что есть семья -- мать, отец, брат, друг, любимая... Вот это очень важно.

-- Роман большой, и понятно, что все невозможно будет вместить даже в 12 серий. Без каких эпизодов, по вашему мнению, экранизация будет неполной?

-- Думаю, что ни размахом съемок, ни роскошью декораций мы никого не удивим. Не так уж и важно, сколько «Ролс-Ройсов» будет в кадре. Желательно, чтобы они были настоящие. Все, что сможем, сделаем. Мы даже не будем шить на «Мосфильме» костюмы, хотим, чтобы они были в основном из бабушкиных сундуков. И не только потому, что у нас мало денег, а потому что хотим добиться аутентичности. Что касается военных эпизодов, то, конечно, мы не выдержим конкуренции со Спилбергом. В «Рядовом Райане» он поднялся на вершину этого жанра. Мы все силы направляем на жизнь людей. Например, для понимания младшего сына Кирилла очень существенна сцена, когда они с женой Цилей в магаданском бараке рассуждают о правоте тех или иных положений марксизма, а за фанерными стенами воет ветер, и мороз в 50 градусов. Я вижу этот барак и поражаюсь силе человеческого духа в поисках истины. Вот без этого эпизода мир фильма будет неполным.

-- А без Варшавского восстания?

-- Очень сложная история. Не хочется отвлекаться на политические аспекты, но и без них здесь нельзя. Ломают головы сценаристы, ломаю голову я. Ведь у Бориса первые сомнения в правоте дела, которому он служит, приходят как раз во время Варшавского восстания. Сказать об этом скороговоркой, наверно, невозможно. Советские войска стоят на берегу Вислы, а в Варшаве с фашистами сражается малочисленная Армия Крайова. Одним эпизодом отделаться нельзя. А всерьез -- требуется большое пространство. Пока еще решение мы не приняли. Не хочется тратить экранное время, повторюсь, на политическую историю.

-- Как вы представляете своего зрителя?

-- Мы надеемся, что персонажи, которые проживают на экране целую жизнь, никого не оставят равнодушным. Нам кажется, что правдивость изложения привлечет всех, кто смотрит телевизор, кому интересно что-то еще кроме биржевых сводок или результатов матчей.

-- На какой стадии вы сейчас находитесь?

-- Утверждены актеры на главные роли: глава семейства Борис Градов -- Александр Калягин, старший сын Никита -- Александр Балуев, Вуйнович -- Алексей Кортнев. На роль Нины, дочери Градова, Василий Аксенов предложил Чулпан Хаматову, роль ученого с согласия Аксенова сценаристы перепишут для актрисы Инны Чуриковой. Роль Сталина предложена Игорю Кваше. Ищем актрису на роль Вероники. Ремонтируем военную технику и дачу в Серебряном Бору, где пройдут основные съемки.

-- Когда начнутся съемки?

-- К сожалению, мы попадаем в инфляционную яму. Деньги выделялись полгода назад. Мы рассчитали смету с учетом цен на топливо, железнодорожные билеты, уровень зарплат. Инфляция же вместо 10% уже к 1 июня подскочила до 21%. Билеты подорожали на 30%. А у нас огромная география: Магадан, Воркута, Хабаровск, Тбилиси, Берлин, Варшава. Сметный отдел пересчитывает и грустит.



Василий Аксенов:

-- Закончив роман, вновь приступать к нему и писать сценарий мне не хотелось. Автору романа очень сложно сокращать и переделывать собственный текст. Киносценарий -- другой жанр литературы. Но если сценаристам понадобится моя помощь, отказывать не буду. Главное, что я, Наталья Виолина и Павел Финн согласны в том, что это не история событий, а история людей, история семьи. Роман сначала был неправильно понят. Многие говорили, что написано о том, что все и так знают. Репрессии, лагеря, война, «дело врачей»... Дело же совсем не в том, хорошими или плохими были Берия или Сталин. Дело в истории семьи, династии, трех поколениях москвичей, живших в Серебряном Бору и сохранивших себя и дом при всех напастях. Из этого дома уводили в тюремную камеру, уходили на войну, но люди возвращались, садились пить чай на террасе. Надеюсь, что все это возникнет на экране.

«Война и мир» -- это тоже история семьи, в которой есть и батальные сцены, и истории страстей. Но при всем величии романа в глубине его прячется та же самая «мыльная опера». История семейства -- лучшие страницы у Толстого, хотя я очень люблю и батальные сцены. Когда «Московская сага» вышла в США, там критики сразу стали писать в рецензиях, что «Сага» это «Война и мир» XX века. Так же к роману отнеслись и во Франции. И когда я писал «Московскую сагу», то подсознательно мечтал о многосерийном фильме. Роман просится на телевидение.

Беседовала Вита РАММ