|
|
N°52, 29 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Цветет и чахнет
Ученые стали сомневаться, есть ли жизнь на Балтике
Балтийское море то ли умерло, то ли находится в агонии. Этот печальный вывод сделали исследователи из комиссии по защите окружающей среды, работающей при правительстве Швеции, сообщила французская газета «Либерасьон». По их мнению, загрязнение Балтики отходами человеческой жизнедеятельности в скором времени может привести к необратимой гибели всей экологической системы этого водоема. Уже сейчас участки морского дна на площади в несколько десятков квадратных километров практически безжизненны из-за того, что вода здесь содержит слишком мало кислорода. Ученые предполагают, что процесс умирания Балтики продвинулся так далеко, что восстановить экосистему моря едва ли удастся.
Главным врагом жизни в Балтийском море, пишет «Либерасьон», стала эвтрофизация. Так ученые называют загрязнение воды химическими соединениями, которые вызывают быстрый рост фитопланктона -- мельчайших водорослей, свободно плавающих в толще воды. В умеренных количествах фитопланктон является необходимой частью экосистемы, потому что им, в частности, питаются многие морские животные и рыбы. Но когда эти водоросли заполоняют собой весь водоем, то он становится мутным, море «зацветает». Кроме того, вода теряет кислород, и многие животные и придонные растения начинают задыхаться и умирать. Живое море становится мертвым мутным бульоном.
Для того чтобы запустить механизм эвтрофизации, нужно тепло и соединения фосфора и азота, которыми питаются водоросли. Лучше всего для этого подходят самые обычные удобрения, которые крестьяне в огромных количествах вносят в почву по весне. Потом эти химикалии вымываются водой из земли, попадают в реки и в растворенном виде выбрасываются в море. Висла, Одер, Неман, Нева и другие реки ежегодно поставляют фитопланктону десятки тысяч тонн этой ядовитой «пищи». И весной море начинает цвести буйным цветом.
Конечно, удобрения попадают во все моря и океаны планеты, но Балтике особенно не повезло. Вода в этом внутреннем море очень медленно сменяется, поскольку с Атлантикой оно связано лишь узким проливом между Данией и Швецией. Поэтому практически все удобрения, смытые с полей и огородов Польши, Германии, России и еще пяти стран Балтийского региона, так и остаются в этом сравнительно небольшом и почти пресном водоеме. Для фитопланктонного «киселя» это просто идеальная ситуация.
Но не только фосфор и азот отравляют Балтику -- с берегов и проходящих по морю судов в воду в гигантском количестве выбрасывается самая разнообразная грязь. Дело дошло до того, что знаменитая балтийская рыба стала опасной для здоровья поедающих ее людей. По крайней мере, так считает Евросоюз: например, пойманных в балтийских водах сельдей и лососевых запрещено продавать на европейском рынке. В этой жирной рыбе слишком много диоксинов -- небезопасных для здоровья соединений. ЕС, однако, пришлось делать особое исключение для шведов и финнов: чтобы местные рыболовы хоть как-нибудь приспособились к новым требованиям, они могут до конца 2006 года продавать балтийскую рыбу на своем внутреннем рынке.
Но не только Балтика страдает от влияния людей на экологию. Другое крупное внутреннее море Европы -- Средиземное -- тоже переживает кардинальные климатические изменения. Как сообщает испанское агентство АНСА, исследователи из Италии заявили, что вода в этом регионе неуклонно нагревается. Утверждается, что Средиземное море даже резко опережает темпы пресловутого глобального потепления: если в среднем вода Мирового океана нагревается на 0,15 градуса в год, то к югу от Европы гораздо быстрее -- на 0,75 градуса. Для экологической системы столь резкое изменение климатических условий крайне опасно, поскольку флора и фауна Средиземноморского бассейна могут не успеть адаптироваться к стремительному нагреву окружающей среды. Причем ученые пока не способны определить причины столь стремительного нагрева самого крупного внутреннего моря Старого Света.
Владимир ДЗАГУТО