|
|
N°53, 30 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Показательные выступления
Помощник президента на конференции для инвесторов допустил, что на месте ЮКОСа могла быть и другая компания
Помощник президента России Игорь Шувалов вчера признал, что процесс над ЮКОСом носит показательный характер. Примечательно, что эти заявления помощник президента сделал на ежегодной конференции «Экономическая ситуация и инвестиционный климат в России», организованной Американской торговой палатой. Иными словами, на встрече с иностранными инвесторами, преимущественно американскими, которые вряд ли могут оправдать действия власти против одной компании в назидание другим.
На экспертном уровне об избирательности применения закона в России после дела ЮКОСа говорят многие, однако высокопоставленные чиновники подобных заявлений до сих пор не допускали. Тем более применительно к ЮКОСу -- компании, судебное преследование которой уже оказало негативное влияние на отношение к России со стороны инвесторов, во многом способствовало усилению оттока из страны частного капитала.
«Если был бы не ЮКОС, то появилась бы другая компания, которая должна была ответить, каким образом компания использует схемы, не платит налоги в бюджет...» -- заявил помощник президента. По словам г-на Шувалова, дело ЮКОСа было показательным примером для других компаний, использующих схемы минимизации налогов.
Фраза о том, что сейчас никто не хочет повторения ситуации с ЮКОСом, похоже, успокоительного эффекта на аудиторию не произвела. Тем более что г-н Шувалов тут же заявил, что в случае необходимости будут приниматься «точно такие же меры (против неплательщиков налогов/ -- Ред.) и в будущем, даже если это отрицательно скажется на имидже страны». «Государство будет наказывать тех, кто нарушает законю, и создавать условия для тех, кто хочет работать по закону», -- добавил он.
По большому счету тем же американцам хорошо понятна подобная риторика, в их стране налоговые преступления -- одни из наиболее тяжких. Однако вряд ли после ЮКОСа им не надо будет доказывать, что «точно такие же меры» возможны против любой компании, а не только той, руководители которой считались оппозицией нынешней власти.
Посол США в России Александр Вершбоу, который выступал еще до Игоря Шувалова, так оценил состояние инвестиционного климата: "Передача частных активов в руки правительства затеняет положительные моменты (в экономической политике России. -- Ред.)". По словам г-на Вершбоу, снижение исковой давности по приватизационным сделкам -- "правильный сигнал". Если он будет реализован, а также создан более благоприятный налоговый режим, то удастся подвести черту "под разрушительными тенденциями последних двух лет", сказал американский дипломат.
Игорь Шувалов честно признал, что инвестиционный имидж России на Западе ухудшился в первую очередь как раз из-за дела ЮКОСа. «Думаю, потребуется некоторое время (на восстановление утраченных позиций. -- Ред.). Это произойдет не быстро, но ситуация изменится», -- сказал он. Свою роль сыграет, без сомнения, и инициатива Владимира Путина о сокращении срока исковой давности по приватизационным сделкам, сказал г-н Шувалов (научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин не преминул напомнить, что ровно то же самое СПС предлагал сделать еще в прежней Думе). Руководство страны, сказал помощник президента, планирует и другие меры, которые докажут западным партнерам, что «российская экономика развивается по либеральному курсу», а «наша политическая система будет защищать права инвесторов». Ограничения по участию иностранного капитала в российской экономике будут минимальными, заверил г-н Шувалов. Они коснутся лишь узкого круга секторов, в которых у России есть стратегические интересы. Например, месторождений нефти и газа, которые не смогут разрабатывать иностранные компании, будет максимум десяток.
Евгений Ясин назвал все, что произошло с компанией Михаила Ходорковского, переделом собственности. При этом он обратил внимание на то, что «иностранцы в меньшей степени отреагировали на это, чем российские бизнесмены».
Однако в целом г-н Ясин вчера был настроен позитивно, что выглядело несколько непривычно, если вспомнить, как жестко профессор порой критикует представителей власти за создание неблагоприятной атмосферы для бизнеса. Суммируя все плюсы и минусы российской экономической политики последних лет, Евгений Ясин признался американским инвесторам, что у него, несмотря ни на что, «улучшилось настроение». А глава Федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин вообще заявил, что риски инвестиций в России не изменились с начала 2000-х годов, когда сформировалась экономическая политика нынешнего президента России.
Михаил ВОРОБЬЕВ