|
|
N°52, 29 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
С отверткой в руках
Правительство решилось облегчить жизнь крупным производителям иномарок в России
Российское правительство, похоже, решило спровоцировать привлечение масштабных инвестиций в отечественный автопром. Премьер Михаил Фрадков, как стало известно вчера, на прошлой неделе подписал постановление о снижении и отмене пошлин на ввоз в Россию около 70 наименований автокомпонентов. Российские автопроизводители всегда выступали против этой меры, опасаясь усиления конкуренции со стороны иностранных автоконцернов. Однако при этом представители отечественного автопрома утверждают, что снижение пошлин на автокомпоненты не приведет к снижению стоимости иномарок, ведь, по их мнению, цены определяются рынком, а не таможенной ставкой. Скорее, считают они, это даст дополнительную прибыль иностранным участникам, а национальный автопром превратится в «отверточную» сборку иномарок». Впрочем, как говорят источники в правительстве, постановление пока не вступило в силу. Премьер, по их словах, намерен предоставить преференции только тем автопроизводителям, которые занимаются «промышленной сборкой», поэтому поручил Минэкономразвития, Минпромэнерго и Минфину разработать это понятие.
Инициатором идеи обнуления пошлины на ввоз импортных запчастей стала компания «Северсталь-авто», которая минувшим летом внесла соответствующее предложение в Минэкономразвития. Как известно, в четвертом квартале этого года компания намерена начать сборку внедорожника Rexton (соответствующее лицензионное соглашение было подписано с южнокорейской Ssang Yong Motors в декабре 2004-го). Очевидно, что от пошлин на запчасти зависят финансовые параметры сборочного проекта. Идея нашла одобрение в ведомстве Германа Грефа. Чиновники уверены, что обнуление пошлин станет важным стимулом для притока в отечественный автопром иностранных инвестиций. Более того, МЭРТ считает, что лишь масштабное вложение западного капитала способно реанимировать отечественный автопром.
В январе межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике рекомендовала правительству отменить импортные пошлины на запчасти. Минэкономразвития пообещало, что постановление вступит в силу уже во втором квартале нынешнего года.
Однако позиция Германа Грефа не нашла понимания у премьера, по словам которого, «есть и другие мнения, в частности, письма на имя председателя правительства от крупных (российских. -- Ред.) автопроизводителей». Речь шла о письме с протестом против снижения пошлин на импортные автокомпоненты, которое в середине февраля направили г-ну Фрадкову руководители «АвтоВАЗа», «Руспромавто», «Автотора», группы «СОК», ЗИЛа и «КамАЗа». Основное опасение отечественные автопроизводители связывали с тем, что иностранцы попросту предпочтут производству комплектующих для сборки внутри страны их беспошлинный ввоз. Меры, предлагаемые МЭРТ, по мнению авторов письма, приведут к упадку отечественного производства комплектующих и автопрома в целом, потере в течение трех-пяти лет 100--120 тыс. рабочих мест и суммы, равной 1% от ВВП.
Премьер, похоже, решил найти компромиссное решение. По словам представителя Минпромэнерго, понятие «промсборка», на основании которого и будут предоставляться льготы импортерам автокомпонентов, фактически уже разработано и на этой неделе будет представлено в правительство, еще две недели уйдет на его рассмотрение.
Ранее замначальника главного управления Федеральной таможенной службы Людмила Карамзина поясняла, что под промсборкой подразумевается организация производственных мощностей объемом не менее 25 тыс. машин в год, а также обязательство в течение 12--18 месяцев начать в России полный цикл сборки (сварка, окраска и сборка). Как утверждает источник «Времени новостей», к этому определению предлагается добавить снижение процента импортных компонентов в течение пяти лет до 50%. А источник «РИА-Новости» в качестве критерия для определения промышленной сборки вчера назвал также обязательство инвестировать в производство не менее 200 млн долл. Правда, в Минпромэнерго вчера не смогли подтвердить или опровергнуть наличие такого пункта.
Президент Объединения автопроизводителей России Евгений Левичев заявил вчера «Времени новостей», что правительственное постановление под видом автокомпонентов легализует ввоз «разобранных» иномарок. «Арифметика простая: если отменить ввозные пошлины на шасси автомобиля с двигателем и снизить пошлины на кузов до 3%, получается, что пошлина на готовый автомобиль составит примерно 1%, -- говорит он. -- При минимальных трудозатратах с конвейера сходит готовый автомобиль».
Официально говорить о последствиях постановления представители российских заводов отказались, почему-то сославшись на то, что незарегистрированный документ официально выпущенным не является. В неофициальных беседах российские автопроизводители выразили надежду на то, что в итоге решение, касающееся пошлин на автокомпоненты, будет носить «государственный характер» и направлено «на развитие отечественного автопрома в целом», а не на увеличение прибыли иностранных инвесторов или «отдельных российских компаний» (судя по всему, имеется в виду «Северсталь-авто»).
В «Северсталь-авто», как ни странно, вчера от комментариев также отказались, причем по аналогичной причине. Однако необходимость инвестиций в объеме не менее 200 млн долл. представителей компании удивила -- они сочли эту информацию ошибочной.
Между тем эксперты называют этот порог слишком значительным. Он рассчитан на организацию сборочных мощностей не менее чем на 50 тыс. авто в год, считает эксперт ИК «Тройка Диалог» Гайрат Салимов. Ни один из сборочных проектов, осуществляемых в России, пока на такой объем производства не вышел (кроме СП «АвтоВАЗа» и GM -- 100 тыс. машин в год). А проект «Северсталь-авто» предусматривает сборку 10 тыс. внедорожников Rexton в год с последующим увеличением до 25 тыс. в год.
В концернах Ford и Renault, уже имеющих сборочные мощности в России, позитивно оценили снижение пошлин на автокомпоненты. Но обсуждать, как это решение скажется на бизнесе и, в частности, на продажах, отказались до официального выхода документа. В российских представительствах концернов Toyota, Volkswagen, Daimler Chrysler, которые уже давно изучают российский рынок и, как известно, даже участвовали в процессе подготовки постановления об обнулении пошлин на импорт автокомпонентов, вчера от комментариев воздерживались, ссылаясь на то, что не видели документа. Впрочем, в целом согласились с тем, что такое решение является одним из ключевых факторов привлечения иностранных инвесторов, а также стимулом для развития российского автопрома.
Между тем, по мнению г-на Салимова из «Тройки Диалог», удешевление растаможки запчастей не является определяющим фактором для прихода в Россию иностранных инвесторов. «Они бы и так сюда пришли, -- говорит он, -- упустить такой привлекательный рынок было бы ошибкой. В прошлом году в России было продано 1,66 млн автомобилей, а в 2010-м по прогнозам этот показатель достигнет 3 млн. Тот же Volkswagen рискует упустить рынок, если сюда первыми придут конкуренты, например тот же Peugeot-Citroen».
Для российских производителей, считает эксперт, снижение и отмена пошлин на автокомпоненты открывает привлекательные перспективы оснащать свои автомобили более качественными деталями.
Яна ГОДОВАНАЯ