|
|
N°52, 29 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сиротские споры
Дебаты о спасении генофонда не увеличивают шансы детдомовцев на обретение новой семьи
Ответить на готовящиеся в Госдуме поправки в Семейный кодекс, которые усложнят усыновление маленьких россиян иностранцами, попытались вчера отечественные правозащитники, созвав международную конференцию, посвященную проблемам сирот. Планы депутатов, беспокоящихся за заграничное будущее сирот из нашей страны, руководитель общественной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер назвал «железным занавесом» как для бездетных граждан США, Канады и Германии, так и для малышей из российских интернатов, которые могли бы найти приемных родителей в этих экономически стабильных государствах. По его мнению, российским законодателям, если они действительно беспокоятся за судьбу сирот, следовало бы не ставить новые препоны на пути у иностранцев, а озаботиться присоединением к Гаагской конвенции о защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления (удочерения). После ратификации этого документа к процессу усыновления будут допущены лишь специализированные организации, которые в состоянии гарантированно подобрать для ребенка родителей с незапятнанной репутацией.
Как пояснил г-н Альтшулер в беседе с корреспондентом «Времени новостей», поправки, которые в ближайшее время собирается обсуждать нижняя палата, предполагают, что усыновлять маленьких россиян смогут лишь граждане государств, имеющих двусторонние договоры с Россией о сотрудничестве в этой сфере. «А с США, Канадой или Германией договоры заключить очень сложно, потому что там усыновление регулируется на местном уровне, законами штата или земли», -- говорит Борис Альтшулер. По его словам, гораздо важнее сегодня остановить практику так называемого «независимого усыновления» -- когда бездетные пары действуют не через аккредитованные за рубежом или имеющие специальную лицензию Минобразования РФ агентства, а через частных посредников и адвокатов.
Эту позицию поддерживает и уполномоченный по правам человека Владимир Лукин. Омбудсмен напомнил, что именно усыновление частным порядком предшествует скандальным историям об издевательствах над детьми -- таким, например, как получивший широкий резонанс случай, когда в американской семье был заморен голодом малыш из России. «Эта супружеская пара из США трижды получила отказ в усыновлении от международных агентств из-за психического состояния матери, а частным образом им все-таки удалось добиться своего, -- констатировал Владимир Лукин. -- В таких случаях проследить судьбу ребенка трудно, а проконтролировать обращение с ним в новой семье еще сложнее». Уполномоченный по правам человека считает, что в России «необходимо исключить возможность независимого усыновления детей всевозможными адвокатскими бюро, фондами, поскольку оно фактически бесконтрольно».
В свою очередь посол США в Москве Александр Вершбоу призвал россиян следовать уже сложившейся международной традиции усыновления и не акцентироваться на проблемах некоторых американских семей. По его словам, в последние десять лет гражданами США усыновлено около 40 тыс. детей из России, и лишь в крайне редких случаях переезд за океан не принес малышу надежды на счастливую жизнь. «Это шокирующие истории, но на них необходимо реагировать осторожно. Кроме того, эти случаи чрезвычайно редки», -- заявил вчера г-н Вершбоу. Но главное, считает американский посол, «при усыновлении российских детей не следует ставить вопрос об иностранном происхождении приемных родителей, а исходить из интересов сирот».
Однако эти очевидные интересы часто отходят на второй план на фоне бурных дебатов «о необходимости спасения российского генофонда». За раздуваемыми скандалами с участием иностранных усыновителей законодатели не замечают огромных проблем, с которыми приходится сталкиваться российским семьям, желающим взять приемного ребенка. Владимир Лукин вчера отметил, что число детей, усыновляемых российскими гражданами, ежегодно снижается. И причины этого он видит не только в пресловутой бедности соотечественников, но и в недостатках российского законодательства, регулирующего усыновление детей. «Государство вынуждено ежегодно увеличивать средства, выделяемые на содержание детей-сирот, на один миллиард рублей, -- сказал г-н Лукин. -- А российские усыновители зачастую оказываются не в состоянии пройти через бюрократические препоны на пути к осуществлению своего желания». Кроме того, по его словам, информация о сиротах в России до сих пор фактически закрыта.
Ответственные же за усыновление чиновники Минобразования считают, что дело не только в недостатке информации. «Наш федеральный банк данных, в котором сейчас находится информация о 173 тыс. сирот, открыт для всех, -- рассказала корреспонденту «Времени новостей» заместитель начальника отдела социально-правовой защиты детей Минобразования Алла Дзугаева. -- Бери -- не хочу. Обидно, что туда обращается очень мало российских граждан». По мнению г-жи Дзугаевой, и законодательная база в принципе нормальная. Но все равно нет эффективно работающей системы, надежной для государства и удобной для потенциальных родителей. «Мы однозначно поддерживаем создание службы по усыновлению -- может быть, это будут специальные центры, которые смогут и выявлять детей, и искать им родителей, и помогать в усыновлении, -- говорит она. -- Местные власти должны нести ответственность за устройство детей в семьи, а не за помещение их в интернаты».
Между тем статистика показывает, что и десятая часть сирот не обретает в России новую семью. Так, в прошлом году были усыновлены около 15 тыс. воспитанников детских домов и домов малютки. Причем россияне усыновили 7331 ребенка, а 7852 малыша уехали за границу.
Ирина БЕЛАШЕВА