|
|
N°128, 20 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Личное многоборье российского президента
Владимир Путин научит G8 списывать
Российский президент Владимир Путин вряд ли может считаться «старожилом» G8 -- впервые он участвовал в саммите год назад на Окинаве, но в Генуе будут и настоящие новички -- американский президент Джордж Буш и японский премьер Дзюнъитиро Коидзуми. С ними обоими, а также с британским премьером Тони Блэром г-н Путин проведет личные встречи.
Российские чиновники, участвующие в подготовке саммита, почти не скрывают, что для Москвы с практической точки зрения более всего важны двусторонние встречи Путина -- и прежде всего с президентом США. Накануне встречи президентов отношения между странами, видимо, напряглись. Уже после того как США провели на днях очередное испытание противоракеты, госсекретарь Колин Пауэлл в одном из интервью призвал Россию «вместе выйти» из договора по ПРО. Учитывая, что в Москве этот договор называют не иначе как «краеугольным камнем стратегической стабильности в мире», призыв звучит почти как насмешка над российской позицией. Тем не менее вчера помощник российского президента маршал Игорь Сергеев снова повторил: «Пока США не ответили на вопрос российского президента о том, чем Договор по ПРО мешает стратегической стабильности».
Почву для переговоров постарался «удобрить» влиятельный республиканец и известный «ястреб» сенатор Джесси Хелмс. Он опубликовал вчера в The Wall Street Journal статью, в которой поставил вопрос: «Почему президенту Владимиру Путину предоставлена честь и привилегия присутствовать на встрече «большой семерки»?» По мнению г-на Хелмса, Бориса Ельцина пригласили в клуб для поддержки реформ и демократии в России, а Владимир Путин остановил эти процессы. Сенатор проводит параллель между войной в Чечне и Косове, сравнивая Путина и Милошевичем, -- и сравнение не в пользу российского президента. Пока, заключает Хелмс, Россия не предпримет «реальные усилия по мирному завершению войны в Чечне», не будет «уважать суверенитет соседей» (Грузии и Украины), не пресечет распространение ракетных технологий и оружия массового поражения и не проявит «уважение основополагающих прав человека», Владимир Путин «не заслуживает политического престижа и влияния, возникающего от пребывания на равных» с лидерами «семерки».
Подобные рецидивы скорее всего не требуют немедленной публичной реакции, однако создают нервозный фон для переговоров. Владимир Путин, по всей видимости, будет говорить с Джорджем Бушем в первую очередь об экономическом сотрудничестве. Эксперты в Кремле констатируют, что за последнее время объем торговли между Россией и другими странами G8 существенно вырос, в то время как со Штатами экономические связи фактически не развиваются. Неизбежно в числе тем беседы двух лидеров окажутся проблемы противоракетной обороны (хотя никаких прорывов здесь не ожидается), урегулирование на Ближнем Востоке, ситуация в Иране и Ираке.
Основная тема самого саммита -- борьба с бедностью. Это, говорят эксперты, вполне соответствует по масштабам таким темам, как мировой порядок в XXI веке или «цифровой разрыв» (проблема огромной разницы в технологическом обеспечении в разных странах мира), которые обсуждались в прошлом году на Окинаве, но заметно проигрывает по возможности принятия красивых и эффективных решений. Владимир Путин же в нынешнем году имеет, как говорят дипломаты, «сильную позицию»: Россия не только не требует к себе отдельного внимания, но по главной теме саммита выступает как несомненный лидер, поскольку значительно активнее других членов клуба участвует в инициативе «восьмерки» по списанию долга беднейшим странам мира.
Андрей ДЕНИСОВ