|
|
N°52, 29 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гранты в тихом омуте
Завершился первый этап конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире»
В этом году Благотворительный фонд Владимира Потанина проводит свой музейный конкурс во второй раз. Ставки растут: общий грантовый фонд в 265 тыс. долл.; 504 заявки из 65 регионов России на начальном этапе; число номинаций увеличилось до семи. Существующие на дальней обочине общественной жизни музейные люди чувствуют к себе реальный интерес: отобранные в первом туре проекты будут подтягивать до приемлемого для реализации уровня лучшими силами. С этой целью и устроен музейный семинар в Голицыно, стартовавший в прошедшие выходные. Здесь прошедшие в полуфинал 49 авторов самых убедительных заявок познакомятся друг с другом, узнают много нового и интересного о том, как может существовать и выживать музей в современных условиях, а также приобретут полезные навыки по получению и использованию денег. Последнее особенно важно: руководитель семинара, проректор Высшей школы социальных и экономических наук Сергей Зуев посетовал, что, несмотря на многочисленные жалобы на недостаток средств, даже просто придумать реальный ресурсоемкий проект музеям сложно. Тем боле радует неожиданный для устроителей факт -- музейный народ оказался не таким уж пассивным, желающих понять и принять новые правила игры оказалось немало. По количеству заявок лидируют Москва и Санкт-Петербург, но настоящее первенство принадлежит не им -- из девяти музеев Курганской области подали заявки девять, из 21 музея Удмуртии -- 23. Заявок же из Москвы почти в десять раз меньше, чем число музеев в городе, -- налицо нежелание шевелиться, даже за деньги. Организаторы гордятся тем, что серьезно возросла активность из регионов, где живут победители прошлогоднего конкурса, там в его эффективности убедились на собственном примере. Интерес музеев к отдельным номинациям показателен: большинство связывает свое развитие с партнерскими отношениями, туристическими технологиями и новыми образовательными программами.
Меньше всего заявок в номинации «музейные исследования». В большинстве проектов упор сделан на местную экзотику, в Чехове гордятся Чеховым, в Дмитрове надеются на возвращение Кропоткина, в Звенигороде хотят развивать Русскую Швейцарию, в Клину планируют устроить экспозицию «Чайковский -- денди русской музыки», в поселке Игра Республики Удмуртия -- этапный пункт «Музей арестантского быта». Очевидно, что главная составляющая этих проектов -- туристическая. Есть проекты и с более серьезным замахом: в умирающем городе Игарка музей всерьез пытается стать градообразующим предприятием.
Реальность планов подтвердили призеры минувшего года -- на семинаре они доложили об успехах и перспективах своих проектов. У музейного трамвая во Владивостоке много проблем: ездит он по городу ко всеобщему удовольствию, но денег на поддержку проекта не хватает -- в основном из-за военнослужащих, для которых экскурсия обходится бесплатно. Понятно, что их начальству такой вид патриотического воспитания удобен и выгоден. Неясно, почему его должны оплачивать бедные музеи и что будет дальше? Много проблем создал перевод музейных денег в казначейство -- платежи идут долго, не все согласны ждать. В Екатеринбурге ситуация веселее -- использование энтузиастов-добровольцев в разных программах местного Центра современного искусства (например, росписи длинных заборов на тему истории города) развивается по западным правилам: то есть существует в зависимости от грантов, но не в связи с ними. Проект существует спокойно и уверенно -- деньги для него ищут и находят. Отрадно знать, что по крайней мере один музей в нашей стране точно приспособился к изменившимся условиям.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ