|
|
N°52, 29 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кушать подано!
Россия рискует проесть все дополнительные доходы бюджета
Как ожидается, сегодня премьер Михаил Фрадков на расширенном заседании коллегии Министерства экономического развития и торговли не только даст оценку экономических итогов 2004 года, но и расскажет о перспективах российской экономики. Есть надежда, что глава правительства не забудет упомянуть и о начавшемся бюджетном процессе, например, о параметрах увеличения расходов, а также о том, каким образом они будут обеспечены доходами.
Острота дискуссии, зачастую нелицеприятная критика оппонирующих сторон уже вынудила премьера запретить подчиненным комментировать результаты заседаний правительственной бюджетной комиссии. Не сумев сломить сопротивление главы Минфина Алексея Кудрина при рассмотрении вопроса о снижении НДС до 13% с покрытием выпадающих доходов из средств стабилизационного фонда (кстати, коллегу из Минфина поддержал в этом и глава МЭРТ Герман Греф), Михаил Фрадков теперь пытается взять реванш. Бюджетная комиссия в конце прошлой недели решила резко повысить доходы бюджета в 2006 году путем изъятия части средств из стабфонда.
Со следующего года стабфонд будет формироваться за счет доходов от экспорта нефти при цене, превышающей уровень 25 долл. за баррель, а не 20 долл., как сейчас. По оценкам экспертов, в результате столь радикального увеличения цены отсечения (еще в начале прошлой недели г-н Кудрин заверял, что будет всячески препятствовать поднятию планки выше 23 долл. за баррель, а до этого он вообще предлагал не повышать ее выше 21--21,5 долл./баррель) бюджет получит дополнительно 270--280 млрд руб. Эти деньги премьеру необходимы как воздух. В феврале он пообещал удвоить пенсии, а также увеличить вдвое зарплаты бюджетников к 2008 году. Без многомиллиардных дополнительных доходов бюджета сделать это невозможно.
Эксперты неоднозначно оценивают социальные новации г-на Фрадкова. Никто не спорит, что зарплаты и пенсии надо повышать, однако у аналитиков вызывает озабоченность то, что такие меры не поддерживаются реформированием социальной сферы. «Фундаментальные проблемы, связанные с незавершенной пенсионной реформой, с нереформированной социальной сферой, а также неэффективностью бюджетных расходов, не решаются. То есть все эти деньги мы банально проедим», -- сказал «Времени новостей» старший аналитик департамента стратегического анализа компании ФБК Алексей Калинин.
Вброс в экономику пары-тройки сотен миллиардов рублей скажется и на уровне инфляции.
«Если мы вернется к тенденции снижения оттока капитала, что было бы естественно ожидать, если мы надеемся на рост инвестиций, в этом случае повышение цены отсечения приведет либо к увеличению инфляции, либо будет укрепляться рубль. И это укрепление будет достаточно ощутимым, что хотя и имеет свои плюсы, но и создает существенные проблемы для конкурентоспособности экономики», -- сказал «Времени новостей» руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.
Хотя доля в инфляции новых социальных расходов может быть и назначительной (по данным экспертов, примерно 200 млрд руб. допрасходов, которые власти были вынуждены понести в этом году в связи с монетизацией, внесут в рост потребительских цен 0,1--0,2 процентных пункта), однако вкупе с иными инфляционными факторами она поспособствует превышению правительственных прогнозов. Так было в прошлом году, то же самое ожидается и в нынешнем. Сейчас уже никто, в том числе в самом правительстве, не сомневается, что инфляция по итогам 2005 года превысит заложенный в бюджете уровень -- 8,5%. Впрочем, и новая установленная на официальном уровне планка -- 10% -- многим кажется заниженной. По оценке Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, инфляция только за первые три месяца составит около 5% (январь--февраль -- 3,9%).
Стабильности бюджета 2006 года, судя по всему, новые расходы не грозят, хотя налицо явное ослабление бюджетной политики. «Запас прочности очень большой. И ожидать, что его не хватит, пока не стоит», -- говорит г-н Калинин. Он допускает, что в бюджете хватит денег и на ряд инфраструктурных проектов, на реализации которых настаивали, в частности, Герман Греф и глава Минпромэнерго Виктор Христенко.
По оценке Евсея Гурвича, с учетом новых расходов бюджет-2006 при цене отсечения в 25 долл. за баррель вполне балансируется. «Но мы подойдем к грани бюджетной устойчивости. Еще один-два таких шага, и у нас будут достаточно высокие макроэкономические риски», -- предупреждает экономист. Такой вывод он делает на основе ряда прогнозов, согласно которым цена на нефть в 2007--2008 годах может снизиться примерно до 26 долл. за баррель. Впрочем, другие аналитики оперируют иными прогнозами -- 35--37 долл. за баррель.
Между тем существует еще одна проблема, которая только ждет широкого обсуждения. Дело в том, что из-за увеличения бюджетных расходов уже собранная в стабфонде на черный день сумма в 500 млрд руб. не может быть гарантом стабильности бюджета на достаточно долгий период при резком снижении нефтяных цен. Иными словами, в критической ситуации покрывать нужно будет гораздо больший бюджетный дефицит. Поэтому не исключено, что необходимость увеличения объема всероссийской копилки станет одним из основных аргументов в устах тех, кто старается минимизировать использование средств стабфонда внутри страны в условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Например, министра финансов Кудрина.
Михаил ВОРОБЬЕВ