|
|
N°128, 20 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тараканы идут ко дну
Токио перекупает противников китобойного промысла
Накануне открытия в Лондоне очередной сессии Международной комиссии по китобойному промыслу (МККП) японские чиновники спровоцировали громкий скандал. Токио давно борется с введенным в 1986 году МККП запретом на коммерческий промысел китов, однако цели этой борьбы еще ни разу не раскрывались с такой откровенностью.
Советник рыболовного агентства Японии Масаюки Комацу в интервью австралийскому телевидению фактически признал, что для проведения выгодных Токио решений его страна покупает голоса экономически бедствующих членов МККП. Чиновник заявил следующее: «Япония, в отличие от США и Австралии, не располагает военной мощью. У нас, японцев, есть лишь дипломатические средства и возможность оказывать зарубежным странам экономическую помощь. К этим двум рычагам мы и прибегаем, когда нам нужно отстоять свою позицию. Ничего дурного я тут не вижу».
Премьер-министр Новой Зеландии Хелен Кларк назвала японскую тактику покупки голосов «отвратительной». Подтвердились старые подозрения -- в прошлом году на заседании МККП в Аделаиде совместное австралийско-новозеландское предложение по созданию китового заповедника в южной части Тихого океана было сорвано солидарным голосованием Японии и шести стран Карибского региона, ранее не интересовавшихся китобойным промыслом. Тогда же доминиканский министр окружающей среды Этертон Мартин ушел в отставку в знак протеста против «вымогательской» позиции Японии, которая обусловила помощь его стране поддержкой позиции Токио в МККП. Чиновникам из Токио пришлось оправдываться тем, что их коллегу не так поняли, -- по их словам, каждый год Япония предоставляет помощь более чем 150 странам, среди которых есть и противники китобойного промысла.
Не меньшую бурю вызвали слова г-на Комацу о том, что малых полосатиков, промысел которых также запрещен, стало «слишком много» и что этот вид китов «превратился в тараканов океана». В рамках разрешенного МККП научного промысла Япония истребляет ежегодно около 500 китов. Большую их часть составляют малые полосатики, однако с прошлого года японцы стали ловить также полосатиков Брайда и кашалотов, что, к примеру, запрещено законами США. Хотя Япония утверждает, что их отлов помогает изучать миграцию, численность и привычки морских млекопитающих, есть доказательства, что деликатесные «научные образцы» отправляются прямиком в японские рестораны. Но вот «научное открытие» все же состоялось -- японцы обнаружили, что киты не отличаются от тараканов. В этом вопросе официальный Токио поддержал г-на Комацу -- дескать, малых полосатиков много, они быстро передвигаются и быстро плодятся.
Г-н Комацу предрек, что повторное голосование МККП о китовом заповеднике провалится, так как лишено «научных оснований». Примечательно, что теми же словами президент Буш обосновал свое нежелание подписывать Киотский протокол. Япония критикует позицию Вашингтона, считая сомнения по поводу «парниковых газов» попыткой защитить интересы монополий. В США при этом столь же твердо уверены, что желание японцев открыть большую охоту на «морских тараканов» обусловлено прозаичными корыстными соображениями.
Александр ТИМОФЕЕВ