Время новостей
     N°50, 25 марта 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.03.2005
Приватизация под госконтролем
Бакинский аэропорт привлекает частные инвестиции
Президент Азербайджана Ильхам Алиев в среду открыл в бакинском аэропорту новый грузовой терминал, полностью принадлежащий британской компании International Handling Company (IHC). Власти республики планируют передать еще ряд служб и подразделений аэропорта в частные руки, сохранив стратегический контроль над ним в руках государства. Современный грузовой терминал, как рассчитывает администрация государственного концерна AZAL, позволит превратить Баку в один из важнейших перевалочных узлов на воздушных трассах, связывающих Западную Европу с Юго-Восточной Азией.

Грузовой терминал, строительство которого обошлось в 19 млн долл., уже не первое предприятие IHC в бакинском международном аэропорту им. Гейдара Алиева. В январе оно стало единоличным собственником компании Airport Gate, занимающейся обслуживанием самолетов в этом порту. До тех пор Airport Gate было совместным предприятием IHC и государства (в лице концерна AZAL). Выкуп 50-процентной доли государства обошелся британской фирме в 3,25 млрд азербайджанских манатов (около 677 тыс. долл.).

На аналогичных паритетных началах IHC и AZAL с 1999 года управляют совместным предприятием Ground Handling Company, государственный пакет которого также выставлен сейчас на продажу. Кроме того, ожидают приватизации другие подразделения концерна AZAL: вертолетная компания AZAL Helicopter, грузовая компания AZAL Cargo, компания AZAL Aviamontage, Междунаpодное коммеpческое упpавление. В прошлом году власти объявили и о намерении продать часть акций национального авиаперевозчика -- пассажирской компании AZAL.

В бакинском аэропорту, как заявил «Времени новостей» министр транспорта Азербайджана Зия Мамедов, власти не собираются выпускать из своих рук стратегические рычаги управления. В частности, министр отверг возможность приватизации топливозаправочного комплекса, работающего здесь.

Генеральный директор госконцерна AZAL Джангир Аскеров подчеркнул «Времени новостей», что для возведения нового грузового терминала не привлекались бюджетные средства, не использовались даже государственные гарантии по кредиту. Тем не менее этот объект играет важную роль в государственных планах развития экономики. По словам г-на Аскерова, обслуживание воздушных грузопотоков, в частности транзита между Западной Европой и Юго-Восточной Азией, рассматривается властями Азербайджана как второй по важности источник доходов в бюджет (после нефтяной отрасли). Бакинский аэропорт, которому в прошлом году была присвоена третья (высшая) категория ИКАО, уже является одной из самых современных воздушных гаваней региона. Концерн AZAL намерен в ближайшее время модернизировать еще два аэропорта страны -- в Гяндже и Нахичеване.

Обслуживать транспортные коридоры между Европой и Азией стремятся многие страны с подходящим географическим положением, в том числе и Россия. На вопрос о конкуренции между азербайджанскими и российскими аэропортами Зия Мамедов ответил «Времени новостей» по-восточному дипломатично: «У нас даже намерения нет конкурировать с Россией. Хотя конкуренция, конечно, должна быть. Без нее нельзя двигаться вперед, я думаю. Мы за сотрудничество и за дружбу, но здоровая конкуренция все же должна быть».

Михаил КУКУШКИН,