|
|
N°50, 25 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Взрывная волна
ЧП на нефтеперерабатывающем заводе в Хьюстоне спровоцировало сильный рост цен на энергоносители
Немного подешевевшая за последние дни нефть снова резко подорожала. Причиной послужил взрыв, произошедший в ночь на четверг на нефтеперерабатывающем заводе, принадлежащем ВР, в Хьюстоне. Взрыв прогремел в одном из цехов НПЗ, что говорит о его технических причинах. В результате аварии как минимум 14 человек погибли и около 70 получили ранения. Ежедневно завод перерабатывает около 460 тыс. баррелей нефти, что составляет 3% американского рынка нефтепродуктов. Кстати, год назад на этом НПЗ также по технологическим причинам произошел взрыв, правда, тогда обошлось без жертв.
Как и в начале апреля 2004 года, у игроков рынка сразу же после взрыва возникли опасения по поводу возникновения дефицита бензина и дизельного топлива в Америке. Нефтепродукты на Нью-Йоркской бирже начали дорожать, потянув за собой и котировки на сырье. Эксперты отмечают, что в ближайшее время нехватка перерабатывающих мощностей сохранится. При постоянно растущем спросе на нефтепродукты топливо будет только дорожать и поддерживать цены на нефть на высоком уровне. Стоимость Brent на Лондонской бирже по фьючерсным контрактам на май вчера выросла на 53 цента, до 53,57 долл. за баррель, на Нью-Йоркской бирже -- на 54 цента, до 54,35 долл. А фьючерсы на бензин на электронных торгах на New York Mercantile Exchange после сообщения о взрыве поднялись до исторического максимума -- 1,608 долл. за галлон (3,78 л), передает агентство Bloomberg.
Правда, аналитик агентства Argus Наталья Борцова не считает, что ситуация на нефтяном и топливном рынках близка к критической. «Факты говорят о том, что дефицит бензина вряд ли угрожает американскому рынку, -- говорит она. -- На конец прошлой недели его запасы в хранилищах были на 15,2 млн баррелей выше уровня, который наблюдался в это же время в прошлом году».
Цены на нефть сейчас зависят от спроса на дистилляты (дизельное и печное топливо) в разных странах мира, продолжает эксперт, хотя еще недавно основным ориентиром для рынка был спрос на бензин в США. К примеру, в Европе автотранспорт все больше переходит на дизельное топливо. Спрос на дизель в прошлом году вырос на 4%, до 2,53 млн баррелей в сутки, а потребление бензина сократилось на 5%. Французская Total предсказывает, что к 2010 году дизтопливо составит до 68% в общем объеме дистиллятов, потребляемых европейскими автомобилистами (сейчас -- 55%). По мнению экспертов компании, к 2020 году мировой спрос на дизтопливо в 2,5 раза превысит спрос на бензин.
Китай также увеличивает импорт дистиллятов для нужд транспорта и энергетики, при этом мировые мощности по производству нефтепродуктов ограничены. «Китай построил «неправильные» НПЗ и в результате стал импортировать гораздо больше дизельного топлива, -- заявил Reuters Виктор Шам из сингапурской консалтинговой фирмы Purvin and Gertz. -- Теперь они строят все больше гидрокрекинговых установок, чтобы производить дизель».
«Компании развивают свои перерабатывающие мощности, чтобы адаптироваться к новым потребностям рынка, но на это требуется время, -- говорит г-жа Борцова. -- Кроме того, этот процесс ограничен различными факторами. Например, в США строительство новых НПЗ затруднено из-за сложной процедуры получения разрешительной документации, связанной с соблюдением экологических нормативов. В Китае строительство заводов находится под жестким контролем правительства, у которого имеются свои внутриполитические соображения. А в Европе из-за роста производства бензина, сопровождающего увеличение выпуска дизтоплива, переработка утратила прибыльность, так как избыток бензина не находит сбыта». Так что пока мощностей не хватает, цены будут на высоком уровне.
«Нефтяная промышленность в мире не готова к сложившейся ситуации (необходимости увеличения объема производства дистиллятов. -- Ред.), -- заявили вчера аналитики PFC Energy. -- О запасах дистиллятов впервые заговорили с тревогой в 2004 году, и во второй половине 2005 года ситуация сильно ухудшится. Поэтому цены на нефть будут стремиться к 60 долл. за баррель и даже могут преодолеть этот рубеж».
Денис РЕБРОВ