|
|
N°128, 20 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Радарный синдром
Облученные техники бундесвера требуют компенсаций
Не менее 58 бывших служащих бундесвера скончались от тяжелых заболеваний, возникших в связи с облучением на радарных установках. Об этом сообщили вчера в Берлине врачи и адвокаты, представляющие интересы сотен жертв, проходивших службу в германской армии в 60--70-е годы. Нынешний скандал начался весной почти одновременно с разбирательством по поводу использования армиями НАТО в косовской войне снарядов с обедненным плутонием. Тогда и выяснилось, что претензии к министерству обороны есть и у служащих прошлых десятилетий.
В справедливости этих обвинений предстояло разобраться специальной комиссии бундесвера. Ее возглавил Тео Зоммер, известный публицист и соиздатель гамбургского либерального еженедельника Die Zeit. Первые выводы комиссии оказались одновременно победой и поражением военного ведомства. Эксперты не обнаружили вредоносного влияния плутониевых снарядов периода войны в Косове. Зато дело «жертв радара» разгорелось с неожиданной остротой. После начала работы комиссии в министерство обороны, комитет бундестага по обороне, а также созданные в связи с этой проблемой общественные объединения поступило около тысячи жалоб и требований компенсации от техников радарных установок. С конца 50-х и до начала 80-х годов более 20 тысяч военнослужащих имели дело с радарами, излучение которых превышало уровень, безопасный для здоровья. При этом служебные предписания по защите личного состава от их воздействия появились в армейских уставах лишь в начале 80-х.
Хотя представитель министерства обороны и заявил вчера, что «точными цифрами» пострадавших его ведомство не располагает, медики и эксперты считают «безоговорочно доказанными» по крайней мере 158 случаев раковых заболеваний бывших техников на радарных установках. В том числе 31 случай лейкемии, 25 -- раковые опухоли половых органов и 22 -- мозга. В качестве причины врачи называют влияние микроволновых и рентгеновских лучей, под воздействием которых пострадавшие находились многие годы.
Выступивший по общегерманскому информационному телеканалу n-tv адвокат Райнер Гойлен заявил, что у 310 бывших техников-радарщиков бундесвера возникли раковые заболевания, эту же цифру подтвердил по радио Suedwestfunk и адвокат Ремо Клингер. После ознакомления с историями болезни 58 скончавшихся солдат бундесвера медицинский эксперт из берлинской клиники Charite заявил: «Причина их смерти полностью доказана, подобных случаев будет, вероятно, еще больше».
К настоящему времени главным предметом спора стали размеры компенсации, на которой настаивают жертвы и их адвокаты. Министр обороны Рудольф Шарпинг пообещал быть «щедрым» и без излишней бюрократии установил всем пострадавшим повышенные пенсии. Адвокаты же добиваются от минобороны выплаты крупных разовых компенсаций. Это требование в целом поддерживает и комитет бундестага по обороне. Один из его членов высказался следующим образом: «Данное дело может быть закрыто лишь в том случае, если каждой жертве будет выплачено около 100 тысяч марок. Ущерб их здоровью и психике мы все равно не сможем оплатить никакими суммами».
Адвокат Гойлен пообещал, что если до августа проблема не будет урегулирована, жертвы радарных установок предъявят коллективный судебный иск. Ответчиком, как предполагается, будет не только бундесвер, но и американские фирмы-производители ITT и Raytheon, поставлявшие это оборудование германской армии.
Юрий ШПАКОВ, Берлин