|
|
N°50, 25 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Белград должен участвовать в косовском урегулировании»
В среду было сформировано новое косовское правительство во главе с Байрамом Косуми, подтвердившее, что «строительство независимого Косово» -- приоритет албанского руководства края. Ситуация подогревается планами создания Хашимом Тачи, одним из албанских лидеров, а в прошлом руководителем политического крыла бывшей Освободительной армии Косово, «теневого правительства». Цель одна -- ускорить выход края из состава Сербии. О перспективах косовского урегулирования в свете последних событий в крае спецпредставитель министра иностранных дел России по Балканам Александр БОЦАН-ХАРЧЕНКО беседует со спецкором «Времени новостей» Катериной ЛАБЕЦКОЙ.
-- Международные присутствия -- Миссия ООН в Косово (МООНК) и миротворческий контингент сил для Косово (КФОР) -- в целом удерживают ситуацию в крае под контролем. Однако сохранявшаяся там напряженность в период перестановок в правительстве усилилась.
-- Косовары рассчитывают начать обсуждение статуса края уже в мае...
-- В мае глава МООНК Сорен Йессен-Петерсен представит Генсеку ООН очередной технический доклад о реализации ооновского «Плана осуществления косовских стандартов», который будет обсуждаться в Совете Безопасности. В качестве приоритетов глава МООНК справедливо выделил задачи улучшения положения неалбанского, прежде всего сербского, населения: возвращение и реинтеграция беженцев, обеспечение их безопасности и свободы передвижения. Важным направлением является децентрализация в крае. Доклад покажет, возможно ли в середине года проведение всеобъемлющего обзора стандартов. Контактная группа (КГ) по Косово (Россия, Великобритания, Германия, Италия, Франция и США. -- Ред.) не исключает такой возможности, если будут достигнуты конкретные результаты, а их пока явно недостаточно. Лишь позитивный характер такого обзора, одобренный СБ ООН, откроет возможность для перехода к обсуждению статуса Косово. Так что приоритетом нового краевого правительства должна стать реализация стандартов, касающихся прав неалбанцев.
-- По каким критериям будет оцениваться «стандартизация Косово»?
-- На реализацию «Плана осуществления косовских стандартов» необходимо время. По многим ключевым стандартам результаты будут очевидны на практике, проявятся в статистике. По другим (экономика) достаточно убедительной тенденции их выполнения.
-- Возобновится ли диалог между Белградом и Приштиной, участие сербских властей в решении косовской проблемы?
-- Белград настроен на встречи экспертов в рамках рабочих групп. Надеемся на предпосылки для контактов более высокого уровня. В апреле и эта тема, возможно, будет обсуждаться в Белграде и Приштине в ходе визита КГ на уровне заместителей глав дипломатических ведомств. После того как в начале марта экс-премьер Косово Рамуш Харадинай добровольно сдался Международному трибуналу по бывшей Югославии, возможности для налаживания контактов между сторонами возросли. Рассчитываем, что Белград будет участвовать в косовских делах, выступая с консолидированных позиций. Иначе косовскому процессу не придать целостный и сбалансированный характер.
-- Есть ли какие-то варианты будущего статуса Косово?
-- Возможный статус Косово пока не обсуждается: прежде надо реализовать стандарты. Сейчас можно говорить лишь о видении рамок процесса определения статуса, если удастся на него выйти в соответствии с резолюцией 1244 СБ ООН (принята 10 июня 1999 года как правовая база косовского урегулирования. -- Ред.). На всех этапах урегулирование необходимо удержать в русле ООН, сохраняя ключевую роль ее Совбеза. При таком подходе сближение и нахождение компромисса между сторонами возможно.
-- Как повлияет на судьбу Косово возможный распад государственного сообщества Сербия и Черногория (СиЧ)?
-- Распад госсобщества усилил бы нестабильность в регионе. И мы надеемся на его сохранение.
-- В декабре МИД критиковал высокого представителя в Боснии и Герцеговине (БиГ) Пэдди Эшдауна за резкость в отношении Республики Сербской. В чем суть проблемы?
-- От Республики Сербской требуется активизация сотрудничества с МТБЮ, и прежде всего передача Гаагскому трибуналу лидеров боснийских сербов Радована Караджича и Ратко Младича. Мы разошлись с г-ном Эшдауном в нюансах, в тактике, что отнюдь не отрицало необходимость выполнения обязательств по трибуналу. Мы настаивали на решении проблем на базе партнерства со сторонами, что требует времени. Позиция же г-на Эшдауна была жестче. Его «исключительные полномочия» позволяют действовать вне консенсуса. Но слишком частое их использование не вполне правильно. Ведь главнейшая задача в БиГ -- передача ответственности за ее будущее самим боснийцам.
Что же касается МТБЮ, то сейчас само руководство боснийских сербов признало уровень своего сотрудничества с трибуналом недостаточным. Положение начинает выправляться, и есть тому конкретные подтверждения.
Беседовала Катерина ЛАБЕЦКАЯ