Время новостей
     N°125, 14 сентября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.09.2000
Клиент моего клиента -- мой клиент
De Beers усилит воздействие на умы любителей роскоши
На презентацию новой стратегии De Beers в московский «Президент-отель» съехались не только первые лица самой корпорации (председатель Ники Оппенгеймер и исполнительный директор Гэри Рейф) и ее партнера -- компании АЛРОСА (президент Вячеслав Штыров), но и президент Якутии Михаил Николаев, глава Гохрана Валерий Рудаков, губернаторы, сотрудники посольств алмазодобывающих стран и др.

Руководство De Beers своим визитом убивает сразу двух зайцев: презентация совпала с начавшимися недавно переговорами с АЛРОСА относительно нового торгового соглашения, и публичное изложение позиции De Beers будет очень кстати.

Гэри Рейф поспешил развеять слухи относительно того, что De Beers отказывается от своей роли лидера. «Мы хотим быть крупнейшим алмазодобытчиком, -- сказал он, -- мы будем расширять объемы добычи, в частности в Канаде. Высказывались предположения, что De Beers станет рядовым игроком на рынке, и это очевидная неправда. De Beers гордится тем, что в течение 120 лет является лидером этого рынка, и она намерена оставаться лидером».

Затем г-н Рейф рассказал о том, что тревожит корпорацию. А тревожит ее то, что за последние десять лет увеличение потребления ювелирных изделий с бриллиантами отставало от роста потребления других предметов роскоши. Эксперты усматривают тому несколько причин, среди которых, к примеру, недостаток рекламных и маркетинговых инициатив. Надо отметить, что на рекламу украшений с бриллиантами De Beers ежегодно тратит 170 млн долларов (это исключительный случай -- производитель сырья рекламирует конечный продукт). Российский потребитель тоже имел недолгую возможность оценить силу рекламных роликов со слоганом "A diamond is forever" ("Бриллианты навсегда").

Несколько лет назад корпорация проводила здесь пробную рекламную кампанию, однако, убедившись в том, что массовый потребитель как не покупал, так и не покупает бриллиантов, оставил рекламу только в печатных СМИ, рассчитанных на определенную категорию граждан. Теперь De Beers планирует усилить воздействие «на наших клиентов и клиентов наших клиентов» с целью стимулировать последних предпочесть всем предметам роскоши бриллианты. Будут ли стимулировать и российских клиентов тоже -- покажет время.

Одним из способов повысить продажи будет, по выражению г-на Рейфа, «расширение марочного присутствия». Г-н Рейф подчеркнул, что 80% продаж парфюмерной продукции и 50% продаж часов приходится на известные марки, тогда как из украшений с бриллиантами под известными марками продается только 13%. De Beers уже объявляла о своем намерении сделать свои алмазы (и, соответственно, произведенные из них бриллианты) марочным товаром, чтобы, по выражению г-на Рейфа, «покупатель думал о De Beers раньше, чем он подумает о других поставщиках».

На все эти заявления Россия в лице президента компании АЛРОСА Вячеслава Штырова отвечает так: в новом торговом соглашении между АЛРОСА и De Beers будет больший уклон в смысле стратегического развития отрасли и совместных действий для ее стабилизации и меньше -- собственно торговых отношений. Кроме того, АЛРОСА, как и De Beers, работает над созданием своей марки. Мировая добыча алмазов
Мировой объем добычи алмазов составляет около 6,8 млрд долл. Корпорация De Beers и компании с ее участием добывают почти 50% мирового объема алмазов по стоимости. De Beers ведет поиск и разведку алмазов в 18 странах мира. Добычей занимается 20 горнодобывающих предприятий корпорации. De Beers продает около двух третей мирового объема ювелирных алмазов. Это акционерное общество, акции которого обращаются на швейцарской и южноафриканской фондовых биржах. Рыночная капитализация корпорации составляет 12 млрд долл.
Россия по объему добычи среди других стран занимает второе место. На первом -- Ботсвана с ежегодным объемом 1,8 млрд долл., у России -- 1,6 млрд. Затем идет ЮАР -- 0,8 млрд, Ангола -- 0,6 млрд, Канада -- 0,4 млрд, Австралия -- 0,4 млрд, Намибия -- 0,4 млрд и прочие страны -- 0,8 млрд долл.

Мировое потребление бриллиантов
В прошлом году в мировые гранильные центры было поставлено алмазов на 8,3 млрд долл. Разницу между этой цифрой и мировым объемом добычи (6,8 млрд долл.) покрыли запасы добытчиков. Из этих 8,3 млрд долл. было произведено бриллиантов, оптовая цена которых составила 13 млрд долл. Оптовая стоимость ювелирных украшений с этими бриллиантами составила 28 млрд долл. Розничные продажи ювелирных украшений с бриллиантами в прошлом году достигли 56 млрд долл., т.е. по отношению к 98-му ювелирный рынок вырос на 10%.
В первом полугодии 2000 года темпы роста сохраняются. В немалой степени этому способствует рекламная кампания De Beers, которая ежегодно тратит на стимулирование сбыта около 170 млн долл. Это не предел. По оценке экспертов De Beers , мировые затраты на рекламу предметов роскоши составляют 10,5% от объемов продаж, на рекламу часов -- 6%, ювелирных украшений с бриллиантами -- всего лишь 1%.

Анастасия НАРЫШКИНА