|
|
N°128, 20 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мы не шестерка!
По установившейся традиции, в Генуе Владимир Путин присоединится к коллегам по «восьмерке» лишь после того, как они в своем кругу обсудят финансовые проблемы. В то же время сейчас, когда Россия демонстрирует экономический рост и финансовую стабильность, становится все актуальнее вопрос о том, не созрела ли наша страна для полноценного членства в G8. В Кремле на это смотрят пока осторожно. «Мы к этому сами объективно не готовы, поскольку пока не можем принять на себя те же риски и обязательства, которые принимают на себя другие государства в финансовой сфере», -- считает высокопоставленный чиновник администрации Путина. Трезвая оценка сегодняшнего расклада сил тем не менее не отменяет необходимости оценивать будущие отношения между мировыми лидерами. О месте России в клубе развитых стран -- статья экономиста Леонида ГРИГОРЬЕВА.
То, что семь из восьми членов клуба развитых стран обсуждают без участия России какие-то проблемы, означает одно: у них есть эти проблемы, а у нас нет. Россия же -- прежде всего великая держава и только потом член каких-либо групп или организаций, включая и «восьмерку». Такой статус Россия имеет, не исходя из объема ВВП, а благодаря способности производить культурные и научные ценности для всего мира, что намного важнее. Российская культура и российские ученые делают страну великой державой больше, чем квадратные километры и тонны нефти.
При этом стоит уточнить, что вообще представление о великой державе менялось от века к веку. Когда-то это была Персия, но Афины и Спарта доказали, что они достойны членства в «тройке». А потом Александр Македонский еще много чего доказал, в том числе и грекам. Римская гегемония в Средиземноморье и Центральной Европе длилась долго, но расширение империи не дошло до Индии, Китая, Персии и Америки -- правда, римляне про нее не все знали!
В XVII--XVIII веках Габсбургская и Турецкая империи стали постепенно уступать новому набору («большой пятерке») великих держав: Австро-Венгрии, Франции, Англии, Испании и России. В XIX веке все еще раз поменялось во времена после Наполеона, сокрушенного общеевропейской коалицией против французского гения. Не претендуя на полный обзор истории «великих троек», отметим, что авторитет «пятерки» Совета Безопасности ООН по многим вопросам ограничен и постепенно замещается решениями G8.
Иными словами, происходит постоянная миграция (от века к веку, от поколения к поколению) состава того самого важного форума, в котором наиболее влиятельные персонажи (короли, завоеватели, избранные народные лидеры) собираются, чтобы договориться по важным проблемам или, скорее, затвердить предварительные решения. Состав этой группы всегда невелик -- по закону Паркинсона. В настоящее время состав постоянных членов Совбеза ООН и «большой восьмерки» пересекается только по четырем странам (Великобритания, Россия, США, Франция), в то время как в Совбез входит еще Китай, а в G8 -- Япония, Германия, Италия и Канада, соответствующие статусу этой группы по экономическому уровню и политической роли.
Я не считаю, что мы должны воспринимать окружающий мир как источник сознательных покушений на статус России в мире. В экономической сфере мы действительно не представляем сейчас такой величины, которая могла бы участвовать в решении целого ряда проблем мирового развития. Де-факто СССР оказывал многим странам мира не только военную, но и научно-техническую, образовательную и экономическую помощь, которая использовалась как часть базиса для мирового развития. Но Россия не может начинать новые широкие программы, требующие высоких затрат, -- во всяком случае за пределами ближнего зарубежья. В этом, собственно, и есть наше отличие от остальных членов «восьмерки». Их решения влияют на наше развитие (проблема долгов, членства в ВТО и пр.). Наши решения за пределами нескольких сырьевых рынков меньше влияют на решение проблем развитых (темпы роста, стабильность финансовых рынков и валют) или развивающихся стран (бедность, неустойчивость развития, откаты в развитии).
Объективно Россия положительно влияет на устойчивость роста в мире и постепенно встает на новые, рыночные основы для собственного развития. Вклад России в мировое развитие будет расти в будущем как по сырьевым рынкам, так и путем содействия нашим торговым партнерам, особенно соседям по Европе и Азии. Сегодня можно сказать, что Россия уже стала важным фактором экономической стабильности на пространстве СНГ и своим развитием препятствует распространению важнейшей мировой проблемы -- бедности.
С учетом традиционного политического веса России она уже начинает играть, и в перспективе будет играть все более важную роль в мире, нежели в середине 1990-х гг. Повышение статуса России в «восьмерке» будет происходить по мере экономического роста и решения долговой проблемы. Основное различие между Россией и другими членами G8 остается в огромном внешнем государственном долге, требующем отвлечения на его обслуживание 3--5% ВВП ежегодно. Рост объема ВВП и курса рубля когда-нибудь выведет наш долларовый ВВП ближе по размеру к ведущим странам мира. Решение этой проблемы теперь лежит в рамках быстрого экономического роста, развития внутренней финансовой системы, способной абсорбировать и реинвестировать экспортную выручку. Правда, стабильность сырьевых рынков, вступление в ВТО, в чем мы зависим от остального мира, были бы весьма полезны как внешние факторы развития. Тогда на базе использования высокого человеческого капитала страны, новых технологий и капитала из экспортного сектора долговая проблема постепенно отойдет на второй план. В этом отношении ключ к успеху лежит внутри страны.
Леонид ГРИГОРЬЕВ