Время новостей
     N°125, 14 сентября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.09.2000
Прерванный полет
Скандал с "Иналексом" омрачает планы «Аэрофлота»
Предстояший зимний туристический сезон уже принес две новости. Плохую -- для компании «Иналекс», крупнейшего консолидатора (турфирма, перепродающая блоки мест на авиарейсах) национального перевозчика «Аэрофлот -- Российские авиалинии». И хорошую -- для туристического рынка в целом. «Аэрофлот» заявил, что уже в начале осени в отличие от практики предыдущих лет готов разговаривать с игроками турбизнеса о программе зимних перевозок и соответствующих тарифах.

Обычно на предваряющих сезоны весенних и осенних выставках туристические фирмы жаловались, что национальный перевозчик снова затянул с объявлением своих коммерческих возможностей, и это срывает планирование. На сей раз, как прокомментировала ситуацию газете «Время новостей» исполнительный директор исследовательской фирмы «Банко» Татьяна Чувилкина, «Аэрофлот» стал предсказуем». По ее мнению, к руководству «пришла молодая команда, которая, поработав за границей, знает, как строить бизнес, и доступна для турфирм».

Состоявшаяся во вторник вечером встреча менеджеров авиакомпании, отвечающих за верстку программ и тарифную политику, с руководителями ведущих туроператоров показала, что обе стороны довольны друг другом.

Директор департамента управления доходами «Аэрофлота» Евгений Бачурин и замдиректора департамента, курирующего чартерные перевозки, Александр Коваленко сообщили, что компания отказывается от организации чартеров (нерегулярных рейсов. -- Ред.) на своих регулярных направлениях, но рассчитывает предоставить туристическому рынку вдвое большее количество мест. Проблемы будут решаться за счет дополнительных рейсов в пик сезона. А кроме таких традиционных чартерных направлений, как Хургада, Шарм-эль-Шейх, Дубаи или Малага, появятся новые. К примеру, на 28 сентября запланирован первый рейс на Израиль.

Г-н Бачурин признался, что «Аэрофлот» вынашивает честолюбивые планы. Новая стратегия и конкурентные цены должны позволить компании занять доминирующие позиции на рынке чартерных перевозок.

Представители десятков фирм, в том числе самых заметных на рынке -- «Интурист», «Нева», «Экспресс Лайн», «UTE-Мегаполюс», «Ланта тур вояж», «Пак групп», пытались начать тарифный торг прямо на встрече, однако менеджеры «Аэрофлота» отказались называть конкретные цифры. Г-н Бачурин заявил, что у них «нет желания разрушить рынок». Однако компания не хочет, чтобы, узнав ее тарифы, операторы пошли бы к конкурентам, получили скидки и снова вернулись в «Аэрофлот» торговаться.

Эксперты службы «Банко» полагают, что это «правильная технология, поскольку, демпингуя, компании душат не только конкурентов, но и самих себя». По их мнению, позиция национального перевозчика заслуживает уважения и, если их партнеры будут готовы брать «цепочки», т.е. предварительно оплачивать блоки мест не только на «пики», но и на весь сезон, то цены «Аэрофлота» будут вполне конкурентными.

И все же скандал с «Иналексом», державшим в нынешнем сезоне большой объем «цепочек» национального перевозчика, порождает некоторые сомнения. 8 сентября «Аэрофлот» заявил, что аннулирует бланки билетов своего крупнейшего агента из-за возникшей задолженности. Руководители компании уверяют, что всех туристов, прилетевших их самолетами, вывезли. «Иналекс» же настаивает на том, что ему пришлось отправлять своих туристов рейсами других авиакомпаний, в то время как самолеты национального перевозчика отправлялись полупустыми.

В интервью газете «Время новостей» замгенерального директора фирмы «Иналекс» Андрей Каспаров охарактеризовал действия «Аэрофлота» как «бандитизм». По его словам, «Аэрофлот» был должен их компании около 2,5 млн долл. Этот долг «Иналекс» якобы перекупил по договору цессии у «Пулковских авиалиний», и «Аэрофлот», как утверждают в «Иналексе», долг признал. Однако, вместо того чтобы в счет долга перевозить туристов, оформлявших билеты через «Иналекс», авиакомпания выставила встречные требования на сумму 1,2 млн долл. и, пользуясь своим исключительным положением на рынке, стала требовать ее погашения.

По словам г-на Каспарова, неправомерные действия «Аэрофлота» начались после того, как фирма «Лекс-гарант», в капитале которой «Иналекс» имеет долю, предъявила перевозчику претензию на оплату 3,2 млн долл. за страховые услуги.

Нужно заметить, что ровно год назад похожая история произошла у фирмы «Иналекс» с другим перевозчиком -- «Атлант-Союз». Взаимные финансовые претензии рассматривались в арбитражном суде, и, как уверяет г-н Каспаров, были решены в пользу «Иналекса».

Эти экономические сюжеты настолько запутаны, что даже эксперты воздерживаются от оценок, предоставляя право решения юристам. Тем временем рынок гадает, с кем из перевозчиков станет работать «Иналекс». Наиболее вероятным партнером, на первый взгляд специалистов, являются «Внуковские авиалинии».

Советник этой авиакомпании Кирилл Бурый сказал, что его мнение о конфликте не сложилось. По его словам, «Иналекс» к ним не обращался, однако «компания открыта для любых предложений любых туроператоров». Но реагировать на них она будет в зависимости от многих обстоятельств.

Александр ЛЕВИНСКИЙ