|
|
N°48, 23 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Маски-шоу по-уральски
Челябинск и Екатеринбург спорят за право установить монумент Эрнста Неизвестного
Скульптор Эрнст Неизвестный оказался в эпицентре спора Екатеринбурга и Челябинска, давно конкурирующих за право носить неформальный статус столицы Урала. Поводом для обострения отношений двух мегаполисов стал памятник г-на Неизвестного, который в Екатеринбурге не могут установить уже 15 лет, а в Челябинске готовы открыть через четыре месяца.
Монумент «Маски. Европа-Азия» был создан Эрнстом Неизвестным еще в 1990 году по заказу администрации Екатеринбурга и общества «Мемориал». По замыслу автора, маски должны были стать частью триптиха «Треугольник страданий» в память о погибших во время репрессий россиянах. Другие части произведения находятся в Магадане и Воркуте, в Екатеринбурге -- городе на границе Европы с Азией -- планировалось установить сразу две маски, одну напротив другой. Для того чтобы лучше определить место для установки памятника, из Нью-Йорка в Екатеринбург прилетел сам автор. Уже на Урале он увеличил полутораметровый макет будущего памятника до четырех метров и принял решение отказаться от гонорара в 700 тыс. долл. Эрнст Неизвестный попросил заказчиков перечислить полагающийся ему гонорар в фонд по установке монумента.
Раздав все указания, согласовав высоту памятника (15 метров) и материал для работы (уральский гранит), скульптор уехал. В его отсутствие городские власти поспешно забыли о своих обещаниях, а четырехметровый проект был передан обществу «Мемориал». О своем проекте г-н Неизвестный вспомнил два года назад и обратился в администрацию города с просьбой описать судьбу монумента. Как выяснилось, проект так и не был реализован, что весьма огорчило автора. Началась долгая переписка с региональными властями, которая со стороны городских и областных руководителей представляла скорее длинный перечень комплиментов скульптору. При этом макет памятника к тому времени уже попал в художественный фонд Екатеринбурга, где из-за своих больших размеров был распилен на части и убран. Все попытки представителей Эрнста Неизвестного выяснить причины подобного отношения к макету и попытаться вернуть его наталкивались на непонимание со стороны руководства фонда.
В январе 2005 года скульптор обратился с заявлением в ГУВД Свердловской области. В нем он просил способствовать возвращению макета и задавался важными вопросами: «Зачем я сделал за свой счет эскиз и рабочую модель, зачем поехал из Нью-Йорка на Урал их увеличивать и что же я молчал о них вот уже почти 15 лет? Я молчал, потому что надеялся на них -- на свердловчан, т.е. екатеринбуржцев. Они же клялись в любви, старались, хотели, как лучше, а получилось, как всегда. Я запросил о местонахождении масок два года назад, и настоящий директор Свердловского художественного комбината Сергей Титлинов ответил моему менеджеру, звонившему из Нью-Йорка: «Маски? Да, у меня: Но х... их кто найдет! И вообще скажите спасибо, что я их спас». Потом я звонил вашему губернатору Эдуарду Росселю: «Да-да, конечно, спасем! Вы же наша гордость!». Ответ правоохранителей на это письмо скульптор так и не получил.
Между тем власти Челябинска предложили установить монумент у себя. При этом они гарантировали его установку в срок от трех до четырех месяцев. Правда, челябинские маски планируются всего четыре метра в высоту, и выполнены они будут не из гранита, а из бронзы. По всей видимости, ждать согласия мэрии Екатеринбурга Эрнсту Неизвестному просто надоело, и он через своего представителя на Урале Михаила Петрова потребовал от администрации Екатеринбурга вернуть проект монумента для его установки в Челябинске. Именно после этого в истории, протекавшей в телефонных переговорах и переписке между автором и заказчиком, возникло неприятное для многих обсуждение финансовой стороны дела, а сам диалог Эрнста Неизвестного и администрации Екатеринбурга стал напоминать спор хозяйствующих субъектов.
Попытка получить макеты провалилась. Руководитель фонда Сергей Титлинов настаивает на их екатеринбургской «прописке» памятника, поскольку в соответствии с договором между скульптором и администрацией все права на монумент переходят к муниципалитету. Замдиректора фонда по правовым вопросам Михаил Борисов заявляет, что «изделия, которые делаются на заказ, принадлежат заказчику. А изделия, которые делаются для себя, принадлежат исполнителю». Поскольку в случае с масками между сторонами был заключен договор, ни о каких правах Эрнста Неизвестного на макет не идет и речи. Представитель автора Михаил Петров считает, что договор не имеет силы, так как власти города не выполнили взятые на себя обязательства. Во-первых, памятник до сих пор не установлен, а во-вторых, свои права на монумент мэрия так и не оплатила -- 700 тыс. долл. за макет не получил ни г-н Неизвестный, ни фонд по установке памятника.
Поскольку договориться сторонам так и не удалось, спор, видимо, продолжится в суде, который и решит судьбу памятника. Правда, в конфликт между властями Екатеринбурга и скульптором вмешалась администрация Свердловской области. Не желая отдавать памятник соседям, свердловчане нашли спонсора для установки монумента -- им готова стать Трубная металлургическая компания. Но представителей скульптора смущает один момент -- ТМК не называет никаких сроков установки памятника, а значит, вся история может повториться заново.
Михаил ВЬЮГИН, Екатеринбург