|
|
N°47, 22 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Тормозов теперь нет"
Пакт о стабильности евро превращается в пакт о нестабильности
Лидеры стран Евросоюза на саммите, который пройдет сегодня и завтра в Брюсселе, примут одно из важнейших в истории альянса решений. Речь идет о корректировке действующего с 1996 года Пакта о стабильности евро. Разговоры о том, чтобы сделать «финансовую конституцию» ЕС менее суровой, идут все последние годы. Но до сих пор европейские чиновники не решались подвергать экономику еврозоны неизведанным рискам. И вот в ночь на понедельник министры финансов 25 стран ЕС после почти 12-часовых дебатов объявили о достижении единства относительно реформирования пакта. Главам государств и правительств стран ЕС остается лишь «благословить» достигнутый министрами финансов консенсус.
На предельно возможный показатель бюджетной задолженности в 3% ВВП, который до сих пор был краеугольным камнем пакта, правительства стран ЕС теперь могут смотреть сквозь пальцы. Сама норма, впрочем, сохранится. Но, как посчитали министры финансов, общеевропейские регуляторы должны учитывать при оценке дефицита дополнительные «существенные» факторы. Такими факторами, в частности, могут считаться природные катастрофы, колебания валют и пр. ФРГ, которая уже не первый год превышает 3-процентный уровень бюджетного дефицита, теперь может не учитывать при расчете дефицита расходы, связанные с объединением Германии. Для других потенциальных нарушителей предусмотрен такой «существенный» фактор, как негативный эффект для социально-экономического развития страны в результате процесса расширения ЕС. Кроме того, страны смогут выходить за рамки 3% в периоды экономического спада, однако после этого в периоды подъема должны будут более радикально сокращать расходы.
«Это замечательный успех», -- отозвался вчера о предложении министров финансов по реформированию Пакта о стабильности евро председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. Немецкий канцлер Герхард Шредер считает договоренности «хорошим результатом». Оценки экономистов, как правило, противоположные. «Теперь главное, чтобы общественное мнение и Европейский центробанк держали министров финансов в узде. Министры должны оказаться в состоянии проводить ответственную финансовую политику и без корсета пакта стабильности. Тормозов теперь нет -- и это очень опасно», -- считает главный экономист мюнхенского HypoVereinsbank Мартин Хюфнер.
Самыми активными лоббистами ослабления Пакта о стабильности были, как известно, Германия и Франция. Оба «мотора Европы» еще с 2002 года были не в состоянии справиться с основополагающими правилами игры в общеевропейскую валюту. Госбюджет той и другой страны хронически не выдерживал трехпроцентной планки, и Брюссель ежегодно грозил им штрафными санкциями, которые могли исчисляться миллиардами евро. Что, разумеется, привело бы госфинансы в еще более плачевное состояние.
Тогда немецкий федеральный министр финансов Ханс Айхель и предложил своим коллегам-министрам в странах ЕС реформировать Пакт о стабильности евро. Дескать, данный документ многое рассматривает с формальных позиций. В качестве особой нагрузки для немецкого госбюджета не были в должной мере учтены, например, такие больно ударившие по нему события, как объединение Германии или мощнейшее наводнение летом 2002 года. Теперь германо-германское единство, обошедшееся немецкой казне как минимум по цене нескольких потопов и пенсионных реформ (связанные с объединением расходы оцениваются примерно в 4% ВВП ежегодно), стало учитываться в качестве чрезвычайных обстоятельств, которые можно списывать, чтобы уложиться в норматив.
Французский министр финансов Тьерри Бретон, которому теперь не грозят многомиллиардные штрафы Брюсселя, на радостях назвал новое соглашение «чудом» и даже «крупным шагом во имя Европы». Наскоро осмыслить происшедшее попытался премьер-министр председательствующего сейчас в ЕС Люксембурга Жан-Клод Юнкер. Итог многомесячной работы по реформе Пакта о стабильности он прокомментировал так: «Нам удалось договориться по пакту, основные правила которого мы не изменили». А это именно то самое, к чему и стремился немецкий министр финансов Ханс Айхель, который, кстати, попутно «впарил» Брюсселю в качестве «существенного фактора» еще и пенсионную реформу в Германии. В итоге глава берлинского минфина остался «чрезвычайно доволен». Он заявил, что речь не идет о том, что Германия получила лицензию на новые бюджетные долги, и пообещал, что всегда будет придерживаться «ориентировочных нормативов» Пакта о стабильности евро. Впрочем, расчет министра Айхеля включает и политический компонент -- реформа пакта означает для него получение «бесплатного проездного билета» на 2006 год, когда состоятся выборы в бундестаг.
И хотя в положительном решении лидеров Евросоюза сомневаться нет никаких оснований, его придется принимать на фоне серьезной критики. При этом подавляющее большинство экспертов сходятся во мнении, что следует ожидать ослабления евро.
Официальный представитель Европейского центрального банка выразил вчера «серьезную озабоченность» изменениями в Пакте о стабильности. А эксперт ЕЦБ в области денежной политики Манфред Нойманн отметил, что хотя трехпроцентная граница допустимой задолженности и сохранилась, фактически теперь многие страны могут с помощью всевозможных отговорок приукрашивать состояние своей финансовой политики. Теперь открыта широкая дорога союзу европейских должников. Еще с более острой критикой на послабления в Пакте стабильности обрушился Bundesbank. Пакт благодаря новым правилам оказался «существенно ослабленным». Помимо этого, считают в Bundesbank, вследствие учета специфических национальных особенностей Пакт о стабильности станет непрозрачным и более сложным для претворения в жизнь.
Ряд экспертов, среди которых Манфред Курц из Bayerische Landesbank, возражают, что новое соглашение лишь закрепило уже давно существующую практику превышения трехпроцентного норматива. В прошлом году в 10 из 25 стран ЕС дефицит бюджета был выше этой планки.
Как бы то ни было, предостережения о снижении курса евро подтвердились в ходе вчерашних торгов. И хотя обвального падения не произошло (по отношению к американской валюте курс евро составил самый низкий показатель за последние две недели), фундаментально вектор рынка вполне может развернуться в сторону усиления доллара. Тем более что Федеральная резервная система США, как ожидается, скоро повысит учетную ставку с 2,5 до 2,75%.
К фото: Француз Тьерри Бретон и немец Ханс Айхель добились самой значительной экономической реформы за время существования Евросоюза
Юрий ШПАКОВ, Берлин