|
|
N°47, 22 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Главное событие балетного года
24 марта в Петербурге откроется «Мариинский» фестиваль
Фестиваль балета «Мариинский», что начнется в Петербурге в этот четверг и продлится полторы недели, -- пятый по счету, то есть юбилейный. Он будет переполнен событиями: четыре премьеры; три бенефиса балерин Мариинки; дюжина суперзвезд и гигантский финальный гала-концерт. Начнется все с премьер Уильяма Форсайта и Дэвида Доусона. Франкфуртский мэтр, поставивший в прошлом году в Мариинке вечер одноактовок (кстати, выдвинутый нынче на «Золотую маску» -- театр будет показывать их в Москве в начале апреля), добавляет в петербургскую коллекцию еще один небольшой спектакль -- Approximate sonata на музыку Тома Виллемса. Вместе с «Головокружительным упоением точностью» они составят дилогию под названием «Два балета в манере позднего ХХ века». А Дэвид Доусон, пару лет танцевавший в труппе Форсайта и числящийся хореографом «постфорсайтовским» (что описывает его довольно точно -- потому что в текстах виден и усвоенный опыт мастера, и сознательный отказ от ряда приемов), сочинил специально для Мариинки балет Reverence на музыку Гевина Брайерса.
Еще две премьеры состоятся в бенефисы балерин. Три сегодняшние примы Мариинки постараются показать себя в самых разных, не похожих друг на друга, партиях. Диана Вишнева и Дарья Павленко выбрали для себя сочинения Баланчина и Форсайта (Вишнева -- «Рубины» и In the middle somewhat elevated, Павленко -- «Вальс» и Steptext). Премьеру для Дианы Вишневой поставит пражский хореограф Петр Зуска (Le Bras de Mer на музыку Яна Тирсена), а для Дарьи Павленко на музыку Мориса Равеля сочинит «Дафниса и Хлою» Кирилл Симонов, сделавший несколько лет назад «Щелкунчика» под предводительством Михаила Шемякина. И только Ульяна Лопаткина появится исключительно в старом репертуаре: «Бриллианты» Баланчина, фрагменты из «Легенды о любви» и третий акт «Раймонды». Но если учесть, что Лопаткина станцевала «Раймонду» один-единственный раз, и было это чуть не десять лет назад -- ее вечер тоже можно считать премьерой.
Как всегда, фестиваль Мариинки посетят звезды Парижской оперы. Аньез Летестю и Жан-Гийом Бар появятся в ландеровских «Этюдах», в этой поэме чистописания танца; в «Лебедином озере» принцем будет утонченный стилист Лоран Илер; на гала-концерте тот же Лоран Илер и Мануэль Легри станцуют «Песни странствующего подмастерья» -- легендарный балет, сочиненный Бежаром для Нуреева. Из Англии приедут давние любимцы питерской публики -- Алина Кожокару и Йохан Кобборг; хрупкая девочка-сильфида и мрачный романтический принц кинутся в удалого «Дон Кихота». Ожидается и нашествие звезд Большого: Николай Цискаридзе впервые станцует де Грие в мелодраматической «Манон», а Светлана Лунькина и Дмитрий Гуданов исполнят главные роли в «Жизели». Если еще учесть, что в вечер бенефиса кордебалета («Тени», «Свадебка», «Этюды») главная партия в «Тенях» отдана Алине Сомовой, юной звездочке, выплывающей на небосвод Мариинке уверенно и упрямо, а на вторых-третьих ролях рассыпаны имена мальчиков и девочек -- тех, кто никому не был известен еще вчера, а послезавтра, быть может, получит отдельные бенефисы, то становится ясно: Мариинка не просто открывает пятый фестиваль, ставший главным балетным событием года в России. Вбрасывая молодежь в спектакли звезд, она готовится к шестому, десятому -- и так далее -- фестивалю.
Анна ГОРДЕЕВА