|
|
N°47, 22 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Жесткая посадка
Пасат сел за выгодную сделку с США
Вчера районный суд Кишинева продлил еще на 30 суток содержание под стражей Валерия Пасата, экс-министра обороны Молдавии и экс-директора молдавской Службы информации и безопасности, а ныне советника главы правления РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса. 18 марта ему было предъявлено обвинение в превышении властных полномочий. Прокуратура Молдавии считает, что в 1997 году Валерий Пасат как министр обороны участвовал в продаже США 21 самолета МиГ-29, причем государство при этом недополучило 53,7 млн долл. Пасату грозит от пяти до 12 лет лишения свободы. Но его адвокат Георгий Амихолакиоае полагает, что обвинение не докажет наличие преступного умысла, поскольку сделка принесла молдавскому государству пользу, а не ущерб.
Экс-президент Молдавии Петр Лучинский также считает, что сделка была успешной как с политической, так и с практической точки зрения -- шесть самолетов, не проданных в 1997 году, не проданы до сих пор. По словам г-на Лучинского, в 1996 году Кишинев договорился с некой южнокорейской фирмой о продаже тех 21 самолета за 93,5 млн долл. Госдепартамент США предупредил, что эти истребители будут перепроданы Ирану, и пригрозил санкциями. В итоге-то «МиГи» продали США за 40 млн долл. «Кроме договора о купле-продаже была подписана отдельная декларация о том, что США окажут безвозмездную техническую и гуманитарную помощь Национальной армии и другим учреждениям Молдовы», -- добавил Петр Лучинский.
Так что логичнее было бы обвинить госдеп США в утрате недостающих более 53 млн долл. Ведь это после вмешательства Вашингтона «МиГи» были проданы по цене вдвое ниже первоначальной. Однако премьер-министр Молдавии Василий Тарлев уже объявил, что у Кишинева "нет претензий к США в связи с продажей самолетов".
Как заметил бывший вице-премьер Молдавии Александр Муравский, о наличии состава преступления можно было бы говорить, если бы следствие доказало, что за «МиГи» заплатили большую сумму, а разницу заинтересованные стороны поделили между собой. Или же если б было установлено, что участники сделки присвоили упомянутую техническую и гуманитарную помощь.
Сам Валерий Пасат объясняет свой арест политической местью. Накануне мартовских парламентских выборов в Молдавии он участвовал в Конгрессе молдавских гастарбайтеров в Москве, где критиковал кишиневское руководство.
Представитель международной правозащитной организации со штаб-квартирой в Москве «За права человека» Алексей Васильев считает таким же откровенно политизированным и дело сестер-россиянок Ромащенко. Они якобы занимались незаконным мониторингом предвыборной ситуации в стране, а потом, судя по заявлениям Кишинева, оказались контрабандистками. Как пояснил "Времени новостей" г-н Васильев, вопреки статье 22-й молдавского УК, двух россиянок дважды обвинили за одно и то же деяние, сначала предъявив им обвинение в контрабанде, а затем в отмывании денег. К тому же, как стало известно, Ольга и Елена Ромащенко находились в Молдавии законно, пройдя необходимую регистрацию, хотя задержаны были за незаконное пребывание на территории Молдавии. Завтра кишиневский суд рассмотрит протест их адвокатов.
Наталья ПРИХОДКО, Кишинев