|
|
N°125, 14 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Старый друг лучше
Пребывание на Генассамблее ООН Игорь Иванов начал со встречи с Тариком Азизом
В Нью-Йорке, где только что завершился помпезный Саммит тысячелетия, открылась 55-я сессия Генассамблеи ООН, которую министры иностранных дел всего мира традиционно используют в качестве места для двусторонних встреч. Начало пребывания в Нью-Йорке делегации России имело символический смысл -- первым собеседником Игоря Иванова стал иракский вице-премьер Тарик Азиз. У журналистов даже возник вопрос: а не проявление ли это тяги загадочной русской души к сотрудничеству с теми отверженными, кого недавно на Западе называли «государствами-париями», а теперь стыдливо именуют «проблемными странами»?
На самом деле дипломатический ларчик открывается просто: Тарик Азиз готовился вернуться в Багдад и попросил назначить встречу как можно раньше. Тем не менее в Москве гордятся умением накоротке общаться с теми, с кем кое-кто уже давно утратил общий язык. С Ираком, в частности, хотя сюда можно добавить и КНДР, и Кубу, и Югославию. «Это не означает, что мы дошли до ручки и не имеем другого выхода, кроме как налаживать сотрудничество с этими странами. Другие хотят делать то же самое, но не могут, поскольку спалили все мосты, а мы нет. Мы теперь уникальные доверенные посредники и участники разрешения сложнейших мировых кризисов», -- пояснил газете «Время новостей» председатель комитета по международным делам Госдумы Дмитрий Рогозин, входящий в российскую делегацию. Он добавил также, что Москва не исключает сотрудничества даже с талибами для предупреждения их возможного вторжения в Центрально-Азиатский регион. Вторжение, которое приведет к большой крови.
Кстати, во вторник в Нью-Йорке прошло ооновское заседание по афганскому урегулированию. Но талибы в конце концов никогда в друзьях Москвы замечены не были, а вот своим давним партнерам, от которых отвернулся Запад, Россия помогает чем может. В основном морально, то есть дипломатически, поэтому неудивительно, что по ряду вопросов российская позиция резко отличается от позиций западных стран.
Так, в интервью газете «Время новостей» высокий представитель Европейского союза Хавьер Солана заметил, что в Косове очень важно провести в конце октября выборы в местные органы власти: «Это станет для края настоящей шоковой терапией в хорошем смысле». В Москве же от этого шока, намеченного на 22 октября, ничего хорошего не ждут: «Сегодня, когда сербы из края изгнаны, это будут недемократические выборы. Для их проведения еще надо создать условия. Нужно, чтобы в них участвовали все жители Косова, а также чтобы с участием Белграда был бы выработан статус края при сохранении территориальной целостности Югославии», -- заявил глава МИДа России Игорь Иванов.
Иначе, чем американцы, россияне видят и иракскую ситуацию. Москва разделяет опасения иракцев о том, что сотрудничество с новой комиссией по разоружению приведет к той же бесполезной и занудной маяте и бесконечному выяснению одних и тех же фактов, что имело место при прежней комиссии Ричарда Батлера. В Москве считают, что это не Ирак отказывается сотрудничать в области разоружения, а новая комиссия, как заметил вашему корреспонденту российский дипломат, еще не готова, поскольку до сих пор четко не определила формы своей работы и критерии ее выполнения. Хотя россияне отдают себе отчет в том, что в итоге Багдаду придется согласиться на сотрудничество в области разоружения. Отвечая на вопрос вашего корреспондента, министр иностранных дел Игорь Иванов вчера сказал: «Такое сотрудничество необходимо так как без соответствующего доклада о том, что все вопросы, связанные с оружием массового поражения сняты, СБ не сможет принять решения по снятию санкций с Ирака». «Когда имеются сложности с центральным вопросом, тогда сложно продвинуться и по другим проблемам», -- добавил министр.
Елена СУПОНИНА, Нью-Йорк