|
|
N°46, 21 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Средний уровень стал выше
В субботу в Доме кино были объявлены итоги ежегодного Открытого конкурса студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна». Конкурсы проводились по разделам игровое, документальное и анимационное кино. Фильмы студентов ВГИКа и Высших курсов на этот раз не заняли ни одного главного призового места. Председателем жюри этого года был Алексей УЧИТЕЛЬ, в прошлом документалист, ныне один из самых интересно работающих режиссеров игрового кино. Вместе с коллегами ему пришлось посмотреть более 300 фильмов. Своими впечатлениями он поделился с обозревателем «Времени новостей» Аленой СОЛНЦЕВОЙ.
-- Вы не жалеете, что согласились на трудную и много времени занявшую обязанность председателя жюри студенческого фестиваля?
-- Для меня это интереснее, чем обычные фестивали: во-первых, любопытно понять, какова сегодняшняя тенденция, во-вторых, хочется познакомиться с новыми именами. Меня даже удивило, что на показах и на закрытии было мало народа -- сами студенты могли бы проявить больше интереса к своим товарищам. В прежние годы на фестивале публики было много.
Возможно, что дело в отсутствии отбора: совсем необязательно было включать в конкурс все триста картин, и наша работа была бы эффективнее, если на предварительном этапе что-то было бы отбраковано. Бессмысленно смотреть такое количество слабых фильмов, чтобы потом выбирать победителей из довольно ограниченного числа достойных. Но по крайней мере я могу назвать около тридцати картин, которые было бы интересно и полезно всем посмотреть. Хотя очевидного открытия, явного лидера на этот раз не было.
-- Так какова же основная тенденция?
-- Вот что мне хотелось бы отметить: если сравнивать работы этого года с тем, что мне пришлось видеть пару лет назад, средний профессиональный уровень стал гораздо выше. И это очень отрадно, так как наш кинематограф всегда имел некоторое количество ярких имен, но в то же время снималось слишком много совсем плохих фильмов, а середины и не было. Судя по сегодняшнему конкурсу, в ближайшие годы в российском кино можно ожидать появления значительного количества крепких, профессиональных картин хорошего среднего уровня.
-- То есть, вам показалось, сегодняшних студентов правильно учат?
-- Если судить по результатам, то скорее да. Во всяком случае, их учат профессии, а это главное: нужно, чтобы из института выходили хорошие ремесленники. В этом смысле ВГИК остается лучшей школой страны. Хотя победителем в конкурсе игрового кино стал не вгиковец, а белорусский режиссер Александр Кананович с фильмом «Свет любви» (Кананович -- выпускник отделения кинорежиссуры Белорусской академии искусств, курс Михаила Пташука. - Ред.). Это очень интересная работа в сложном жанре водевиля, и меня очень заинтересовал ее автор. Я бы хотел с ним работать. Вообще же споров было много, и лауреатов мы выбирали из примерно 17 картин. Кстати, в этот раз игровой конкурс был много сильнее документального. Победителей-то мы и там выбрали, первое место занял фильм «Валера -- скальпель демократии» Елены Друмовой про патологоанатома, живущего в маленьком городке и баллотирующегося в мэры (фильм снят при поддержке школы Интерньюс). Но в общем мало документальных картин, в которых были бы интересная натура, яркие герои, зато слишком много говорящих голов, и в целом доминирует телевизионная эстетика. И совсем нет ярких формальных решений. В этом смысле ситуация с игровым и анимационным кино больше обнадеживает. (Первое место среди анимационных лент занял фильм «Каштанка. P.S.» независимого участника Е. Шараповой. -- Ред.)
Беседовала Алена СОЛНЦЕВА