|
|
N°46, 21 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Победа сквозь слезы
Ирина Слуцкая вернула себе титул чемпионки мира
На завершившемся в Москве чемпионате мира по фигурному катанию российские фигуристы завоевали четыре медали -- три золотые и серебряную. Наряду с Татьяной Тотьмяниной и Максимом Марининым чемпионами мира стали танцевальный дуэт Татьяна Навка -- Роман Костомаров, а также Ирина Слуцкая. По окончании чемпионата определилось количество путевок на зимние Олимпийские игры в Турин-2006, поскольку московский турнир играл роль отборочного. За исключением мужчин, которые завоевали только два места, во всех остальных видах фигурного катания Россия будет представлена по максимуму: тремя спортивными и танцевальными парами, а также тремя фигуристками.
Теоретически медалей высшей пробы на первенстве в Москве могло быть и четыре, если бы не травма Евгения Плющенко, из-за которой он вынужден был сняться после короткой программы. Тем не менее именно Плющенко даже виртуально стал одним из главных действующих лиц московского турнира. На протяжении всех дней чемпионата в пресс-центре в основном говорили о нем.
Вопреки принятому Плющенко решению еще в четверг вернуться в Санкт-Петербург фигурист остался в Москве. Как сообщил корреспонденту «Времени новостей» менеджер спортсмена Ари Закарян, Плющенко изменил планы практически на полпути в аэропорт. В пятницу вместе с тренером Алексеем Мишиным и врачом сборной Виктором Аникановым он консультировался в ЦИТО. И судя по всему, диагноз -- синдром приводящих мышц левого бедра -- подтвердился. По словам Закаряна, скорее всего Плющенко не будет принимать участия в престижном туре Тома Коллинза, который начинается 26 марта, поскольку травма спортсмена вызывает серьезные опасения. Из-за аналогичных проблем со здоровьем покинули спорт многие, к примеру ученик того же Мишина олимпийский чемпион Алексей Урманов.
Пока неясно, что намерены предпринимать тренер, фигурист и врачи. На мой вопрос менеджеру спортсмена, если Плющенко все-таки будет сделана операция, успеет ли он восстановиться к Олимпиаде, Закарян ответил следующее: «Если операция будет сделана, я не думаю, что это возможно. На моей памяти все фигуристы, которые делали нечто подобное, возвращались в спорт неполноценными». Закарян пояснил, что некоторое время назад американские врачи настоятельно рекомендовали Плющенко сделать операцию на мениске. Но фигурист отказался и, пусть через боль, выиграл чемпионат мира. Правда, нынешний чемпион мира Стефан Ламбьель из Швейцарии, которого, кстати, учил прыжкам Мишин, в начале этого сезона сделал такую же операцию и восстановился довольно неплохо. «Но Ламбьелю -- 19, а Плющенко уже 22, -- добавил Закарян. -- К тому же мениск и паховые мышцы -- разные вещи. Плющенко вышел на такой уровень, что каждая неделя без тренировок сказывается на его подготовке. И перед этим чемпионатом он не восстановился потому, что начал давать нагрузки, отсюда и пошли боли и сбои в организме».
Но торопить события в отношении Плющенко не стоит. Тем более что в российском фигурном катании есть прецедент. Ирина Слуцкая в Москве сделала, казалось, невозможное. В этом сезоне она вернулась на лед и выиграла чемпионат мира в соперничестве с сильнейшими спортсменками планеты вопреки предсказаниям врачей.
Слуцкая вышла на лед последней в заключительной разминке. Она уже знала, как выступили остальные, и откатала программу так, что ни у кого язык не повернулся заговорить о преимуществе своего поля, как это нередко случается на домашних чемпионатах. Безукоризненно выполнив все прыжки, включая три сложных каскада, Слуцкая исполнила даже лишний ритбергер. Не хочется произносить пафосных слов в адрес фигуристки, хотя они более чем уместны. Вместо этого приведу несколько фраз, сказанных спортсменкой сразу после окончания чемпионата. «К сожалению, мы не выбираем болезни, болезни выбирают нас, поэтому то, что произошло со мной в ноябре 2003 года, то произошло. (Врачи обнаружили серьезное сосудистое заболевание. -- Ред.) Я думаю, что стану хорошим примером тем людям, которые действительно плохо себя чувствуют и не верят, что можно найти выход из тяжелой болезни... Я до сих пор испытываю на себе последствия недуга. Очень многое зависит от моего эмоционального состояния и от нагрузок, потому что моя болезнь очень плохо реагирует на холод, на нагрузки и на стрессы. Это как кривая линия. Когда я отдыхаю, мне немного лучше. Я до сих пор нахожусь под наблюдением врачей и принимаю очень сильные гормональные препараты. В декабре у меня было небольшое обострение, и доза лекарств была увеличена. Но накануне чемпионата, 16 марта, я снизила ее до минимума. Моя болезнь проявляется так: ноги просто не ходят. Слава богу, что нет опухолей и тех страшных болей, которые мучили раньше. Но все равно болезнь чувствуется. Я сильно устаю. Мое эмоциональное состояние становится очень шатким. Могу смеяться, а через десять минут заплакать. Тот, кто принимал гормоны, знает о последствиях. Но я надеюсь, что когда закончатся стрессы и нагрузки, то смогу отказаться от этих препаратов и жить как нормальный человек».
«Весь сегодняшний день, -- рассказывала Ирина о последнем дне чемпионата, -- у меня странно складывался, потому что с утра в глазах стояли слезы. Наверное, от нервного напряжения. На разминке, перед выходом на лед, когда заканчивала программу и делала комбинированные вращения, у меня из глаз просто текли слезы. Не подумайте, что это было специально. На протяжении 15 минут после завершения программы я даже дышать не могла и не видела ничего -- пелена. Я не могла ни о чем думать. Просто стояла и не понимала: неужели я это сделала? Наконец-то я добилась того, чего хотела всю жизнь. Честно говоря, у меня до сих пор трясутся руки. Я понимала, что это был мой лучший в жизни прокат, но не могла поверить, что я сумела это сделать именно сейчас, именно на этих соревнованиях, именно там, где нужно было это сделать».
Ольга ЕРМОЛИНА