Время новостей
     N°127, 19 июля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.07.2001
Атомная субмарина поднимает паруса
США «арендовали» у России межконтинентальную баллистическую ракету
Российская атомная подлодка «Борисоглебск», входящая в состав Северного флота (СФ), в среду покинула свою базу в бухте Ягельной. Субмарина направляется обычным маршрутом в район Баренцева моря, отведенный военным морякам для проведения ракетных стрельб. Впрочем, как раз сам ракетный запуск с «Борисоглебска» на сей раз трудно назвать обычным: межконтинентальная баллистическая ракета РСМ-50, которой вооружены подлодки проекта 667БДР «Кальмар» (Delta-III по западной классификации), вместо стандартного макета ядерной боеголовки должна вывести на суборбитальную траекторию спутник «Космос-1».

Эксперимент носит интернациональный характер. В его подготовке принимало участие международное Планетарное общество (со штаб-квартирой в штате Калифорния, США), взявшее на себя частичное финансирование проекта (то есть фактически «арендовавшее» у российского ВМФ межконтинентальную баллистическую ракету), разработчик РСМ-50 -- государственный ракетный центр «КБ им. Макеева» из уральского Миасса, а также подмосковный Научно-исследовательский центр им. Бабакина, в котором был создан сам космический аппарат. «Космос-1» совершенно не похож на привычные спутники: аппарат разработан для проверки работоспособности принципиально нового космического движителя -- так называемого «солнечного паруса», использующего энергию световых лучей. После запуска с подлодки спутник должен достичь максимальной высоты в 1200 км и во время полета до камчатского полигона Кура, на который традиционно падают головные части баллистических ракет, развернуть свой «парус». Собственно сам факт его раскрытия и является скромной конечной целью нынешнего эксперимента. Лишь в том случае, если он пройдет успешно, стороны приступят к обсуждению более серьезных (и соответственно более дорогих) проектов. В принципе «солнечный парус» рассматривается учеными как перспективный движитель, который можно использовать в длительных межпланетных экспедициях.

Стороны отказываются называть конкретную сумму, в которую им обойдется нынешний эксперимент. Однако, судя по информации военных источников газеты «Время новостей», финансовый вклад американцев «достаточно символический и не покрывает ни сам пуск ракеты, ни тем более выход в море атомной подлодки». Предстоящие ракетные стрельбы «Борисоглебска» формально не являются коммерческим запуском (в противном случае Планетарному обществу пришлось бы заплатить от 5 до 10 млн долларов). Подводная лодка выходит в море в соответствии с планами боевой подготовки СФ, и основной целью ракетных стрельб является подтверждение боеготовности систем вооружения субмарины (последняя лодка типа «Кальмар» была построена еще в 1981 году, заканчивается и гарантийный срок самих ракет РСН-50, выпуск которых на Красноярском машиностроительном заводе давно прекращен). И хотя после замены трех ядерных боеголовок на «солнечный парус» в одной из пусковых шахт «Борисоглебска» несущая спутник ракета стала гордо именоваться ракетой-носителем «Волна», по сути она остается обычной боевой ракетой.

Разработчики «солнечного паруса» утверждают, что установленный на ракету «попутный груз» никоим образом не может отразиться на безопасности моряков во время ее старта. Справедливости ради надо отметить, что предыдущие подобные эксперименты российского ВМФ проходили вполне успешно: в 1995 году с подлодки класса «Кальмар» уже стартовал собранный в Бременском университете (ФРГ) космический аппарат «Элрабек», а тремя годами позже субмарина проекта 667БДРМ «Дельфин» запустила на околоземную орбиту немецкий микроспутник «Тубсат-Н». Тем не менее «солнечный парус» оказался куда капризнее своих предшественников. Первоначально его планировалось запустить еще в апреле нынешнего года, однако тогда перед установкой аппарата на ракету произошло самопроизвольное срабатывание пиропатронов «паруса». Спутник пришлось возвращать на ремонт. Случись подобное непосредственно в ракетной шахте подлодки, последствия могли бы быть куда серьезнее.

Юрий ГОЛОТЮК