|
|
N°45, 18 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На языке нежности
Завершился фестиваль «Лики любви»
Очередные «Лики», хотя и отметили юбилей, прошли во вполне рабочем режиме. За десять лет ситуация столичного проката изменила отношение к фестивалям вроде этого: об ажиотажных аншлагах, памятных старожилам по первым фестивальным показам новинок от Ларса фон Триера или Сэма Мендеса, можно, похоже, забыть навсегда -- в московском киномане давно поселилась уверенность, что ничего мало-мальски интересного он не пропустит. Впрочем, любители раритетов, ориентирующиеся в первую очередь не на конкурсный показ, а на ретроспективы, не в счет -- они на «Ликах любви» внакладе никогда не остаются. И пришедшие посмотреть на, скажем, югославскую «Любовь и моду» (1960) или «Любовь и второго пилота» производства ГДР (1961) были вознаграждены по заслугам -- такое старое кино и вправду вряд ли можно увидеть где-то еще.
Но на церемонии награждения чествовали все-таки не их, а конкурсные картины. «Золотую стрелу» за лучший фильм жюри под руководством британской актрисы Бренды Блетин вручило фильму «Прекрасный город» иранца Асгара Фархади (он, конечно, не так известен, как его соотечественники Аббас Киаростами или члены киносемьи Махмальбафов, но имя на слуху у интересующихся -- его дебют «Танцуя в пыли» получил несколько национальных и международных призов, среди которых был и «Серебряный Георгий» Московского кинофестиваля), история о дружбе молодого человека, вышедшего из тюрьмы, и сестры его друга, приговоренного к смерти. Лучшим актером признали Стипе Эрцега, сыгравшего югославского беженца в немецком «Юготгрипе» Нади Дерадо. «Серебряную стрелу» за лучшую женскую роль поделили две актрисы -- шведка Пернила Аугуст из многофигурной композиции Бьорна Рунге «Если я обернусь» и словенка Полона Юх, сыгравшая в мелодраме Метода Певеца «Под ее окном». Самым романтическим дуэтом оказалась пара Мартин Компстон--Гудрун Мария Бъярнадоттир из «Найсландии» Фридриха Тора Фридрикссона. Специального упоминания жюри заслужила картина Нами Ягучи «Кошка уходит из дома». Наконец специальной «Серебряной стрелой» был одарен приехавший по этому поводу на закрытие Ален Делон.
Велика вероятность, что Делон окажется единственным призером «Ликов», имя которого хоть что-то говорит широкому зрителю. Ни один из награжденных фильмов не приобретен для отечественного проката (возможно, кто-нибудь заинтересуется «Найсландией» -- у Фридрикссона в России немало поклонников). Так было и с лауреатами прошлого года. Правда, на следующей неделе в прокат выходят «9 песен» Майкла Уинтерботтома, номинально -- одна из наиболее скандальных картин конкурса, на деле же -- произведение донельзя выморочное. Радости немного: убедимся, что все попытки скрещения настоящей порнографии с арт-хаусными ухватками оказались нежизнеспособными, и из актуального пару лет назад фестивального бренда превратились в нелепый и претенциозный пшико. Что было понятно еще по опусом Катрин Брейя, так что искать лишние аргументы в «Песнях» Уинтерботтома -- занятие на любителя. Куда живее и симпатичнее смотрелись непристойные эскапады в картинах озорника Д'Амато, не оглядывавшегося на модные течения и игравшего без многозначительных экивоков и реверансов.
«Лики любви» покидают Москву. У столичных поклонников «картин всех жанров, сюжетную основу которых определяют любовные взаимоотношения МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ» (так сказано в фестивальном регламенте) останутся воспоминания о весьма занятном и поучительном мероприятии, которое десять лет помогало киноманам справиться с неизбежным в начале года авитаминозом.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ