|
|
N°44, 17 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Непригодная для христианского чтения
Ватикан вновь недоволен художественным изложением земной жизни Иисуса Христа
Католическая церковь устами кардинала Тарчизио Бертоне, архиепископа Генуэзского, запретила своей пастве читать знаменитый бестселлер американского литератора Дэна Брауна «Код да Винчи». Кардинал призвал католиков не только не читать этот роман, но и не покупать эту книгу. По его мнению, книга извращает евангельские факты и дискредитирует церковь. Речь в первую очередь идет о том, что сюжет «Кода да Винчи» основывается на том, что Христос во время своей земной жизни якобы вступил в тайный брак с Марией Магдалиной, а церкви пришлось веками старательно замалчивать и сам факт этого супружества, и то, что в этом браке родился ребенок. Эта не слишком оригинальная по замыслу, но расходящаяся миллионными тиражами приключенческая фантазия настолько возмутила Бертоне, что тот публично объявил книгу непригодной для христиан. Правда, еще больше кардинала взбесило то, что он обнаружил «Код да Винчи» лежащим даже в католических книжных лавках: те брали на реализацию роман, поскольку он приносил неплохие барыши. Бертоне выразил опасение, что это издание окажет дурное влияние на паству. «Есть вполне реальная опасность того, что многие, прочитав роман, поверят, что все эти басни являются правдой», -- заявил архиепископ.
Дэн Браун в общем-то может быть доволен. Католическая церковь, уже довольно давно существующая в малорелигиозных западных странах, привыкла к тому, что люди искусства достаточно вольно обращаются с евангельскими фактами и персонажами, и старается по этому поводу особо не возмущаться. По-другому трудно: начнешь цепляться к художникам -- рискуешь получить обвинение в попытке ограничить свободу слова. То, что роман Брауна все же удостоился гневной отповеди известного архиепископа, это несомненный успех писателя. Он, впрочем, и сам это наверняка прекрасно понимает: раз уж те, кто стоит рядом со Святым Престолом, не смогли смолчать, значит, книга стала «слишком заметным» явлением масскультуры.
Но скорее всего архиепископское заявление даст совсем не тот результат, на который рассчитывает Ватикан. Фактически Бертоне выступил в качестве добровольного рекламного агента Дэна Брауна. Этот скандал еще более подстегнет продажи «Кода», на которые писателю и так, впрочем, не стоит жаловаться. За два года книга вышла тиражом 18 млн экземпляров на 44 языках, а автор заработал на своем сочинении 140 млн фунтов стерлингов.
Мимо начинающегося разгораться скандала не смогла пройти и Русская православная церковь, тоже не отличающаяся терпимостью к искажению евангельских сюжетов в художественных произведениях: книгах, фильмах, картинах. Заместитель главы отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин, охотно комментирующий светским репортерам самые разнообразные мировые события, заявил Интерфаксу, что «попытки изобразить жизнь Господа Иисуса Христа в версии, противоречащей Евангелию и церковной традиции», делаются не первый раз. Двумя главными причинами этого священник назвал «желание оправдать грех» и «желание приобрести мирскую славу». Что до мирской славы, тут о. Всеволод наверняка прав: любой писатель, сочиняя беллетристику, эту самую славу где-то в уме да держит. А вот насчет оправдания греха, видимо, все же слишком сильное обвинение: Дэн Браун на свежую реинкарнацию маркиза де Сада, жизнь и талант положившего на пропаганду греховодничества, ну никак не тянет.
Бертоне, отругав Брауна и его творение, посетовал на то, что эта книга явилась еще одним подтверждением того, что в обществе существует «великое антикатолическое предубеждение». «Я спрашиваю себя, -- сказал кардинал, -- что произошло бы, если бы была написана подобная книга, полная лжи о Будде, Магомете, если бы вышел роман, подтасовывавший историю холокоста». На этот риторический вопрос Бертоне не ответил, но представить себе величину скандала не так уж сложно. За фантазии на тему холокоста автора скорее всего смешали бы с грязью, а насчет Магомета -- что далеко за примерами ходить? После того как Салман Рушди выпустил свои «Сатанинские стихи», иранский аятолла Хомейни заочно приговорил его к смерти, и писателю пришлось много лет жить практически в подполье. Совсем недавно в Британии возмущенные сикхи с помощью митинга и погрома вынудили один из театров снять с репертуара пьесу «из сикхской храмовой жизни».
Христианские конфессии долгое время находили в себе силы смотреть на деяния художников свысока, понимая, что фантазии людей искусства не способны всерьез повредить настоящей вере, а публичное возмущение лишь добавит скандальному произведению лишней популярности. Но на Дэне Брауне кардинальское терпение почему-то лопнуло.
Владимир ДЗАГУТО