|
|
N°44, 17 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Процесс против нас -- политический"
Директор Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова Юрий САМОДУРОВ комментирует предъявляемые ему и коллегам обвинения в деятельности по "возбуждению вражды и унижению достоинства группы лиц по признакам отношения к религии".
-- Какой, на ваш взгляд, была цель выставки «Осторожно, религия»?
-- Цель выставки «Осторожно, религия!», которая проходила в светском учреждении культуры, вдали от мест религиозного почитания, заключалась в том, чтобы дать художникам возможность свободно выразить их собственное отношение к религиозности, религии, церкви и т.п. сюжетам. Интересно, что ни одна из работ не выражала принципиального, атеистического неприятия веры в Бога. Часть представленных на выставке экспонатов, особенно те, фотографии которых после разгрома неоднократно публиковали СМИ («Не сотвори себе кумира» или «Фото недорого», автор А. Зражевская; «Вначале было слово», автор А. Дорохов; CocaCola. This is my blood, автор А. Косолапов), вызвала негодование многих православных верующих и священнослужителей в связи с тем, что христианские религиозные символы использовались художниками не для выражения веры в Бога, а свободно применялись и свободно интерпретировались ими для выражения своего личного отношения к тем или иным аспектам религиозного сознания и аспектам взаимоотношений светских и религиозных институтов. Т.е. по замыслу и характеру работ эта была выставка светского, а не религиозного искусства.
Поскольку на выставке «Осторожно, религия!» не было ни одной работы -- за это в меру своего понимания их смысла я могу поручиться, -- в которой вера в Бога представлена как что-то негативное, нелепое, несовременное, вредное, глупое и т.п. (хотя закон допускает публичную демонстрацию вдали от мест религиозного почитания и таких произведений!), разгром выставки оказался для всех сотрудников музея и для всех ее участников полной неожиданностью.
-- Прокомментируйте, пожалуйста, слова государственных обвинителей, требующих лишить вас, вашу сотрудницу Л.В. Василовскую свободы на несколько лет.
-- Обвинительный приговор противоречит статьям 13, 14, 28, 29, 44 Конституции РФ и ст. 6 федерального закона о свободе совести и религиозных объединениях. Я полагаю, что разрешение идейного и общественно-политического конфликта о «правильном/неправильном» и «допустимом/недопустимом» изображении и использовании в искусстве религиозных символов, образов и аллюзий на них не может быть предметом уголовного разбирательства. Вероятно, единственный выход -- хотя и сложный и долгий и, к сожалению, тоже небесконфликтный -- знакомство российской общественности с произведениями современного религиозного и светского искусства, в которых узнаваемые, но совершенно непривычные российскому глазу религиозные сюжеты и образы могут вызвать резкое неприятие у части зрителей, в том числе православных верующих, если они полюбопытствуют на такие выставки пойти.
Если представители церкви или часть граждан при этом сочтут, что какой-либо фильм, спектакль, выставка задевают их религиозные, национальные или патриотические чувства, они имеют право и могут обратиться в суд с гражданским иском о компенсации им морального ущерба и/или запрете демонстрации фильма, постановки, выставки, продажи книги. Такие иски следует рассматривать как нормальный и правомерный способ предъявления соответствующих претензий к авторам художественных произведений и к сотрудникам учреждений культуры. Именно подобные иски, а не обвинения в уголовном преступлении являются в европейских странах, к которым относит себя Россия, последним по резкости способом разрешения конфликтов в сфере культуры между религиозным сознанием (религиозными догматами) и нерелигиозным сознанием.
-- Не было ли у вас ощущения, что выставка «Осторожно, религия!», хороший повод свести счеты с не устраивающим многих Музеем и общественным центром имени Сахарова?
-- Конечно, процесс против нас политический. Прокуратура потребовала в отношении меня и Людмилы Василовской применить дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности, связанные с осуществлением административно-распределительных и управленческих функций в коммерческих и некоммерческих организациях.
Думаю, что сведения счетов лично со мной не было. Просто необходимо учитывать специфику нашего музея. Мы ведь не только музей, но прежде всего общественный центр. Поэтому выставки, которые у нас проводятся, -- выражение определенной политической позиции. Если бы «Осторожно, религия!» проводилась в обычном галерейном пространстве, уверен, ее никто бы не заметил.
Беседовал Сергей ХАЧАТУРОВ