|
|
N°45, 18 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бедность без порога
Донские депутаты просят федеральные власти определить, кого считать малоимущими
Депутаты законодательного собрания Ростовской области инициировали обращение к президенту и правительству России с просьбой в кратчайшие срок определить статус малоимущих граждан. По мнению донских парламентариев, отсутствие юридической ясности в данном вопросе мешает государству качественно оказывать социальную помощь наименее обеспеченным слоям населения.
Сегодня государство законодательно обязано предоставлять малоимущим целый набор социальных гарантий. Однако на практике возникает масса трудностей и пограничных ситуаций, когда не совсем ясно, попадает тот или иной человек в категорию малоимущих или нет. «Сегодня нет критериев, по которым можно определить, кто такие малоимущие, местные власти не могут ничего сделать, а правительство нужных актов не приняло», -- считает председатель комитета донского парламента по законодательству Александр Ищенко.
В результате депутатов засыпают жалобами те, кого на житейском уровне очень легко отнести к категории нуждающихся в социальной защите, однако по букве закона сделать это чрезвычайно трудно.
Депутат законодательного собрания Ростовской области Леонид Шафиров говорит, что недавно к нему обратился инвалид, который рассчитывает на помощь государства в оплате коммунальных услуг. «Дотации, -- поясняет г-н Шафиров, -- выделяют тем, у кого расходы на «коммуналку» превышают 22% совокупного семейного дохода. Все вроде бы просто. Однако "дьявол", как всегда, зарыт в деталях, а именно в методике подсчета этого дохода. В частности, в доход инвалида включили бесплатный инсулин, который он получает от государства. Инвалид, конечно, этой льготой пользуется, и она имеет четкое финансовое выражение. Но с точки зрения здравого смысла компенсацию за лекарство вряд ли надо учитывать, определясь в вопросе, дотировать ли инвалиду его расходы по коммунальным услугам. Ведь благодаря бесплатному инсулину на коммунальном фронте платежеспособность этого человека отнюдь не увеличилась».
Впрочем, сами донские депутаты тоже еще не выработали четких критериев, кого относить к малоимущим. Председатель донской депутатской комиссии по бюджету, налогам и собственности Игорь Пятигорец, например, полагает, что совокупный доход семьи надо соотносить с прожиточным минимумом. При этом важно реалистично подойти к расчету самого этого минимума.
«Плохо то, что при расчете коммунальных дотаций для малоимущих в расчет берут так называемую социальную норму потребления этих самых коммунальных услуг, -- говорит г-н Шафиров. -- Но представьте себе ситуацию, что старики, которым за 70, эту норму перебирают, поскольку кто-то из их родных умер, дети разъехались -- в результате по меркам действующего законодательства пожилой человек занимает слишком большую площадь, его расходы на коммунальные услуги заметно превышают социальную норму. Конечно, можно предложить старикам сменить большую квартиру на меньшую, чтобы вписаться в эти социальные нормы, однако в таком возрасте менять место своего жительства, как правило, никто не хочет. Поэтому тем, кому за 70, стоило бы дать поблажку».
Некоторые донские депутаты предлагают провести серьезную ревизию методики подсчета совокупного дохода семьи, когда речь заходит о социальных гарантиях населению. В частности, иногда социальные службы отказывали людям в разнообразных компенсациях на основании «слишком большого» семейного дохода, львиная доля которого сформировалась за счет адресной помощи государства после того или иного чрезвычайного происшествия.
Лариса НИКИТИНА, Ростов-на-Дону