Время новостей
     N°44, 17 марта 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.03.2005
«Единственные открытые ворота в Европе»
Отечественные и иностранные автопроизводители дискутируют о таможенных пошлинах
Участники проходящей в Москве конференции «Автомобильная промышленность России» в очередной раз признали, что иностранные автоконцерны, а также производители автокомпонентов пока не особо стремятся организовывать свои производства у нас в стране. Для их привлечения отраслевые эксперты рекомендуют либо увеличить таможенные пошлины на ввоз в Россию новых иномарок (как требуют отечественные отраслевые лоббисты), либо уменьшить пошлины на ввоз автокомпонентов (к этому призывают иностранные автопроизводители). В Минэкономразвития же пока склоняются к поддержке предложений иностранных инвесторов.

Позицию отечественных автозаводов озвучил вчера Евгений Левичев -- президент Объединения автопроизводителей России (его учредителями являются «АвтоВАЗ», КамАЗ, «Руспромавто» и «Северсталь-авто»). Он отметил, что зарубежные страны, развивающие собственный автопром, запрещали ввоз подержанных автомобилей, а также повышали таможенные пошлины на ввоз новых машин. По его словам, Россия сейчас является «единственными воротами в Европе, которые практически открыты для ввоза подержанных автомобилей». А при нынешней пошлине на ввоз новых легковых автомобилей в Россию в размере 25%, по расчетам специалистов, рентабельнее ввозить готовые автомобили, а не производить их внутри страны. Иностранным концернам, по его словам, будет выгоднее открывать сборку в России при ввозных пошлинах на готовые авто в 35%. Соответствующие предложения объединение намерено подготовить к майскому рассмотрению правительством вопроса о концепции развития автомобильной промышленности до 2010 года.

По словам замдиректора департамента торговых переговоров Минэкономразвития Андрея Кушниренко, вопрос о корректировке ввозных ставок на новые автомобили может обостриться, если на рынке появится много дешевой продукции преимущественно азиатских производителей (в том числе Китая). Пока же, отметил г-н Кушниренко, выгода от предложения увеличить пошлины на ввоз новых автомобилей с 25 до 35% сомнительна. Потребности рынка превышают возможности российского производства, и в нынешних условиях это нанесло бы удар по потребителю, учитывая, что реализация инвестпроектов по созданию автопроизводств требует нескольких лет.

Вчера г-н Кушниренко заявил, что «два-три крупных зарубежных производителя автомобилей» связывают решения об открытии своих производств в России с понижением пошлин на ввоз автокомпонентов. Правда, уточнил он, речь идет в первую очередь о японских и корейских фирмах.

Межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике в конце января уже рекомендовала правительству отменить импортные пошлины на часть ввозимых в Россию автокомпонентов для промышленной сборки. Под промсборкой, как заявила замначальника главного управления Федеральной таможенной службы Людмила Карамзина, подразумевается организация производственных мощностей объемом не менее 25 тыс. машин в год при работе в две смены с полным циклом (сварка, окраска и сборка). Кроме того, через три года иностранные концерны должны снизить процент импортных компонентов.

Однако инициатива комиссии по защитным мерам во внешней торговле по-прежнему настораживает отечественных производителей, которые опасаются конкуренции со стороны иностранных концернов. По словам г-на Кушниренко, дискуссия по вопросу уменьшения экспортных пошлин на комплектующие будет завершена на заседании правительства 19 мая.

Яна ГОДОВАНАЯ