|
|
N°45, 18 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
СНГ в реанимации
В Минске собралась скорая диппомощь
Сегодня в Минске на заседании Совета министров иностранных дел СНГ (СМИД) будет рассматриваться вопрос о реформировании Содружества. Министры обсудят инициативу президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, предложившего в сентябре прошлого года сократить управленческий аппарат СНГ, чтобы сделать его более эффективным. Астана предложила также упразднить ряд структур СНГ и учредить Совет безопасности в составе руководителей основных ведомств стран -- членов СНГ. Упразднению в том числе подлежал и Штаб по координации военного сотрудничества (ШКВС) СНГ. Военное сотрудничество предлагалось осуществлять в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) СНГ.
Инициативу Назарбаева детально прорабатывали во всех странах Содружества, координировать эту работу поручили СМИД. Впервые в этом формате проблема обсуждалась в конце января в Москве. Ожидается, что в минском заседании примет участие министр иностранных дел России Сергей Лавров. Несколько государств будут представлены на уровне замминистров и полномочных представителей при исполкоме СНГ. Официальный представитель российского МИДа Александр Яковенко сообщил, что Москва «подготовила документ по данной теме (реформированию СНГ. -- Ред.), содержащий согласованную позицию государств -- участников СНГ по предложениям казахстанской стороны».
Содержание этого документа не оглашается, однако, как следует из информации, полученной «Временем новостей» из дипломатических источников в нескольких странах СНГ, к сегодняшнему заседанию инициативы Астаны оказались уже значительно выхолощены. Критика казахстанских предложений в основном сводится к тому, что в них нет четкого ответа на вопрос: «А что, собственно говоря, должно собой представлять Содружество и является ли оно сегодня чем-то большим, нежели дискуссионный клуб президентов?» И если судить по множеству мини-клубов «по интересам» (ЕврАзЭС, ГУУАМ, ОДКБ, ЕЭП, ОЦАС, Союз России и Белоруссии), созданным за 12 лет существования СНГ, вопрос этот давно уже стал риторическим.
Что касается предложения упразднить ШКВС и влить его структуры в ОДКБ, объединяющую лишь шесть государств (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия и Таджикистан), то в столицах государств, не входящих в эту шестерку, задаются вопросом: «А как тогда будет функционировать общая система ПВО, единственная военная структура, существующая в рамках ШКВС?»
Нет ясности в отношении к реформированию СНГ и в позиции хозяев сегодняшнего заседания. Постоянный представитель Белоруссии при органах Содружества Вячеслав Кузнецов в беседе с нашим корреспондентом ограничился туманным замечанием: "Идет рабочее согласование, поиск взаимоприемлемых предложений, которые устроили бы всех". Он подчеркнул, что окончательное решение будет принято Советом глав государств Содружества.
В последние годы Минск отдавал приоритет в сфере интеграции российско-белорусскому союзному государству. Александр Лукашенко неоднократно критиковал СНГ за низкую эффективность работы. На встрече с российскими региональными журналистами в октябре прошлого года белорусский президент сказал: "Мы гораздо дальше продвинулись в наших отношениях с матушкой Россией, нежели в рамках ЕЭП, ЕврАзЭС или СНГ".
Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев традиционно конкурируют в области интеграции, сейчас Минск может поддержать инициативу Казахстана, предполагает белорусский политолог Юрий Дракохруст. В интервью "ВН" он отметил: «Бархатные революции» в Грузии и Украине, изменение позиции Молдовы несомненно накладывают отпечаток на интеграционные процессы. Вскоре после «оранжевой революции» состоялся визит Лукашенко в Казахстан, и это была одна из самых значительных встреч белорусского лидера за последнее время. Инициатива Назарбаева носит имиджевый характер, и Минск может подыграть Астане. Лукашенко ничего не стоит пойти навстречу Назарбаеву, тем более что, выступив против него, он в данном случае ничего не выигрывает. Тем более что страх перед "оранжевой опасностью" сквозит в действиях правителей СНГ и может укрепить их солидарность". Впрочем, как не без уныния заметил недавно президент Узбекистана Ислам Каримов, СНГ как организация никак не отреагировала на события на Украине.
А российский политолог Станислав Белковский считает, что в «этой безрадостной ситуации» Москва должна сделать три вещи: «Зафиксировать смерть СНГ и отказаться от реанимирования политического трупа. Инициировать формальный роспуск СНГ, пока этого не сделали Украина или пул учредителей ГУУАМ. Сформулировать концепцию нового, другого постсоветского Союза и предложить ее всем желающим». Другими словами, признать, что цивилизованный бракоразводный процесс бывших советских республик завершен, и объявить конкурс желающих вступить в новый брак.
Ольга ТОМАШЕВСКАЯ, Минск, Аркадий ДУБНОВ