|
|
N°44, 17 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Росэнерго» возрождает СРП
Льготный режим налогообложения предлагается применять для разработки месторождений Восточной Сибири
В «Росэнерго» намерены возродить режим соглашения о разделе продукции (СРП), от которого правительство практически отказалось. Глава агентства Сергей Оганесян заявил вчера на съезде Союза нефтегазопромышленников: «Этот закон нужен как иностранным, так и российским инвесторам. У нас считают, что это плохой закон. Основная причина в том, что нет института контроля за проектами СРП». Ранее чиновники (преимущественно из Минэкономразвития), наоборот, собирались свести список проектов, разрабатываемых на условиях СРП, к минимуму, и призывали разрабатывать недра на условиях общего налогового режима. Однако перспектива освоения Восточной Сибири, похоже, может изменить их планы.
По словам г-на Оганесяна, система СРП «фактически выхолощена и не работает из-за позиции финансового ведомства (судя по всему, глава «Росэнерго» имеет в виду МЭРТ, в ведении которого находились вопросы СРП. -- Ред.), которое считает, что она порождает коррупцию». «Закон об СРП нужен России, -- продолжил г-н Оганесян, -- поскольку мы собираемся выходить на высокотехнологичные проекты освоения месторождений Восточной Сибири и шельфов Сахалина». По мнению чиновника, необходимо создать постоянно действующую группу экспертов, которые стали бы контролировать выполнение проектов СРП. Узнать, предпринимает ли Минпромэнерго конкретные шаги для реабилитации режима СРП или г-н Оганесян высказывает свое личное мнение, вчера не удалось.
Об отмене СРП в правительстве заговорили в начале 2003 года. На тот момент в список месторождений, которые могли бы разрабатываться на условиях этого режима, входило 28 участков недр. Однако уже летом того же года в закон об СРП и Налоговый кодекс были внесены поправки, в соответствии с которыми на условиях соглашения о разделе продукции месторождение может разрабатываться только в том случае, если перед этим оно было выставлено на конкурс на условиях общего налогового режима, но не нашло своего покупателя. Правда, новые условия не относились к участкам, расположенным «на континентальном шельфе в пределах исключительной экономической зоны», а также к месторождениям, возможность разработки которых на условиях СРП установлена международными договорами.
Изменение позиции правительства стоило американским ExxonMobil и ChevronTexaco лицензии на крупнейший Киринский блок «Сахалина-3». Компании выиграли конкурс на этот участок еще в 1993 году (остальные месторождения проекта принадлежат «Роснефти»), однако оформление лицензии затянулось. Необходимых бумаг американцы так и не получили, а в январе прошлого года занимавший в тот момент должность вице-премьера Виктор Христенко заявил, что правительство аннулировало итоги конкурса и намерено выставить лицензию на новый конкурс. Не исключено, что он пройдет в этом году, и в нем намерена принять участие индийская ONGC в альянсе с «Роснефтью», где, кстати, работал г-н Оганесян до своего назначения в «Росэнерго».
До внесения изменений, касающихся режима СРП, «Сибнефть» и ЮКОС были ярыми противниками подобных соглашений, а, к примеру, «Роснефть» и «Газпром», наоборот, поддерживали его. С тех пор ситуация не изменилась. В «Сибнефти» по-прежнему считают режим «непрозрачной системой с развитыми элементами субъективизма» и выступают за равенство условий для всех компаний при разработке месторождений, в том числе и Восточной Сибири. В «Роснефти» сообщили, что также не меняли свою точку зрения. По мнению представителя компании, режим СРП, наоборот, позволит начать разработку месторождений в регионах с отсутствующей инфраструктурой или на участках с трудно извлекаемыми запасами.
К таким регионам относятся прежде всего шельфовые месторождения и месторождения Восточной Сибири. Однако далеко не все чиновники считают, что для их освоения необходимо использовать льготный режим. Как недавно заявил глава Минприроды Юрий Трутнев, «СРП -- это отдельный механизм, он может применяться только на шельфе».
Денис РЕБРОВ