Время новостей
     N°44, 17 марта 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.03.2005
Рука берущего
В правительстве начинается новая война за стабфонд
Михаил Фрадков, похоже, более не хочет выносить на всеобщее обозрение внутриправительственные споры по ключевым вопросам экономической политики. По крайней мере те, что возникают при подготовке бюджета. Вчера под занавес очередного заседания бюджетной комиссии премьер, по сути, запретил входящим в ее состав чиновникам, включая министра финансов Алексея Кудрина, что-либо рассказывать журналистам о ходе дискуссии и принятых решениях.

Отныне единственным источником информации о пикировках на заседаниях комиссии, возглавляемой самим премьером, становится правительственная пресс-служба, которой поручено радовать СМИ пресс-релизами по итогам каждого заседания. Впрочем, вряд ли таким способом можно добиться единства в кабинете министров, даже внешнего, ведь чиновники уже привыкли использовать прессу в качестве одного из средств аппаратной борьбы.

Только что утих конфликт премьера и министра финансов вокруг ставки НДС. Михаил Фрадков на основе предложений замглавы аппарата правительства Михаила Копейкина настаивал на снижении НДС с 2006 года с 18 до 13%. При этом выпадающие доходы в объеме 360 млрд руб. предлагалось компенсировать из средств стабилизационного фонда, уже давно превысившего неприкосновенный объем в 500 млрд руб. Однако г-ну Кудрину все же удалось отбить атаку на стабфонд. На вчерашнем заседании бюджетной комиссии, судя по пресс-релизу правительственной пресс-службы, о снижении НДС уже никто не говорил. Эта аббревиатура упоминалась совсем в другом контексте. Например, со ссылкой на расчеты Минэкономразвития было отмечено, что «ожидается повышение удельного веса НДС в валовом внутреннем продукте в связи с диверсификацией экономики и ускорением роста перерабатывающих отраслей». «При этом были приведены расчеты Минэкономразвития, которые указывают на снижение нефтяного фактора в увеличении ВВП благодаря усилению внутренних источников экономического роста», -- указывается в пресс-релизе.

Впрочем, нефтяной фактор по-прежнему будет играть ключевую роль в экономике. Вчера решено планировать бюджет на 2006 год, исходя из прогноза средней мировой цены нефти 34 долл. за баррель. Однако не все нефтяные доходы пойдут в бюджет. Часть из них окажется в стабфонде. В прошлом году так называемая цена отсечения составляла 20 долл. за баррель. То есть доходы государства от экспорта нефти расщеплялись: часть, рассчитанная от цены 20 долл. за баррель, шла в бюджет, а все, что выше, -- в стабфонд. Такая схема позволила уже за год целиком накопить определенный законом неприкосновенный запас в 500 млрд руб. (на 1 января 2005 года объем фонда составлял 522 млрд руб.). Подобная схема была сохранена и в нынешнем году. В результате на 1 марта в стабфонде было аккумулировано 707,5 млрд руб. при том, что уже в начале феврале Россия полностью и досрочно расплатилась с долгами МВФ, выплатив из "заначки" 93,5 млрд руб. (около 3,5 млрд долл.). Если накопление стабфонда продолжится такими темпами, то к концу года во всероссийской кубышке может оказаться свыше 1 трлн руб. На 2005 год г-н Кудрин определил (в чем его поддержали президент и правительство), что «сверхдоходы» стабфонда пойдут на досрочную выплату внешних долгов и покрытие дефицита Пенсионного фонда, который образуется в результате снижения единого соцналога, а также внепланового повышения пенсий в связи с монетизацией льгот. Следующий год пока под вопросом. А желающих поучаствовать в освоении внутри страны «лишних» сотен миллиардов рублей все больше.

Схватка с министрами, настаивающими на госфинансировании инфраструктурных проектов, еще впереди. И, похоже, без компромиссов не обойтись. На один глава Минфина уже пошел. Он согласился с повышением цены отсечения до 23 долл. за баррель, что, по подсчетам экспертов, даст бюджету дополнительно от 180 до 210 млрд руб. Однако скорее всего это лишь первый ход, за которым неминуемо последует ответный. Согласно источникам «Времени новостей», в аппарате правительства уже вызрело предложение повысить цену отсечения до 26 долл. за баррель. Возникает предмет не менее напряженной аппаратной войны, чем битва за НДС.

Еще один предмет спора -- на что тратить "дополнительные" деньги. Ряд министров, например Герман Греф и Виктор Христенко, уже давно высказались за вложение средств стабфонда в инфраструктурные проекты -- строительство дорог, нефтепроводов, взлетно-посадочных полос и т.д. Однако в Минфине сомневаются, будут ли эти проекты эффективны и не разворуют ли госсредства.

На сегодняшнем заседании правительства глава МЭРТ должен был докладывать о таких проектах, но этого вопроса в повестке не оказалось. По словам источника «Времени новостей», доклад не удалось согласовать с Минфином. В ведомстве г-на Кудрина считают, что предложенные проекты пока толком не просчитаны.

Кроме того, «мобилизованные» в бюджет из стабфонда средства можно использовать на существенное повышение зарплат бюджетникам, довольствия военнослужащим, пенсий. Вчера бюджетная комиссия уже рассматривала предложения по увеличению зарплат и пенсий. Правда, о том, из каких источников предполагается финансировать эти социально значимые решения, в пресс-релизе правительственной пресс-службы не говорится. Конкретные объемы расходов на зарплату решено обсудить на следующем заседании бюджетной комиссии через неделю.

Одним словом, основная битва за деньги стабфонда еще впереди. Никто уже не вспоминает об опыте других стран, также богатых нефтью и также откладывающих на «черный день». В маленькой Норвегии с населением около 10 млн человек, например, объем аналогичного российскому финансового запасника составляет уже 150 млрд долл. -- в семь раз больше, чем сегодня в России. И никто на эти деньги не претендует. По закону их вообще нельзя инвестировать на территории страны.

Михаил ВОРОБЬЕВ, Вера КУЗНЕЦОВА