|
|
N°44, 17 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Оксана Баюл: Я пускалась во все тяжкие грехи
Вчера поздно вечером на чемпионате мира в Москве спортивные пары разыграли первый комплект наград. Накануне в «Лужниках» сенсационно закончилось представление коротких программ у мужчин. Евгений Плющенко из-за падения стал только третьим после Стефана Ламбьеля из Швейцарии и француза Брайана Жубера. А между тем на турнир по приглашению Российской федерации фигурного катания приехали многие знаменитости прошлых лет. В перерыве между соревнованиями корреспондент «Времени новостей» Ольга ЕРМОЛИНА побеседовала с самой юной в истории советского фигурного катания олимпийской чемпионкой Оксаной БАЮЛ. Последний раз она была в Москве 15 лет назад.
-- Оксана, когда в 1994 году в возрасте 15 лет вы выиграли Олимпиаду, казалось, что судьба вам предоставила счастливый лотерейный билет?
-- После Олимпиады в Лиллехаммере я и сама часто задавала себе вопрос: а действительно ли выиграла Олимпиаду или это просто было везением? Моя карьера в любительском спорте оказалась очень скоротечной. Впервые я выиграла чемпионат Европы в 1993 году, в тот же год на первенстве мира стала второй, через год -- «серебро» на чемпионате Европы и «золото» на Олимпиаде. Однако, прокручивая в памяти, какие события предшествовали той победе на Играх, я понимала, что все это было не случайно.
Никто не думал, что я стану олимпийской чемпионкой. Тем более что после оригинальной программы я была второй за американкой Нэнси Кэриган. Вдобавок к этому на тренировке перед заключительным днем состязаний я столкнулась с немкой Таней Шевченко и получила серьезную травму. Врачам пришлось наложить два шва на моей ноге, и вопрос о дальнейшем участии в Играх повис в воздухе. С тренерами мы решили так: если разминка пройдет нормально, то я стартую, нет -- снимусь. Я рискнула, и так вышло, что мнения судей разошлись -- 5:4 в мою пользу.
Когда две недели назад я смотрела видеопленку того выступления на Играх, больше всего меня поразил один момент. Я очень эмоциональный человек, но в тот день каталась с каменным лицом. Напряжение было таким, что после проката со мной случилась настоящая истерика. Я еще не знала результата, но это было и не важно. Главное, о чем я могла тогда думать: «Слава богу, все позади».
-- Вскоре после этого вы переехали жить в США. Это было ваше решение?
-- Конечно, нет. Мне просто сказали: «Оксана, мы переезжаем жить в Америку», и я ответила: «Хорошо». Да я не могла ответить иначе. Галина Яковлевна Змиевская, мой тренер, тогда была моим опекуном. Отца своего я не знала, мама умерла, когда мне было 13 лет. Я думаю, что контракт с американцами Змиевская подписала во время Игр. И, судя по всему, заокеанской стороне было даже не важно, стану ли я олимпийской чемпионкой. Просто Оксана Баюл с ее ярким катанием и необычной биографией была хорошим «товаром». Хотя тогда я этого не понимала. Фигурное катание, шоу, туры и люди, которые меня окружали, и были моей семьей. В силу возраста и образа жизни я не различала понятия «бизнес» и «семья».
-- Вы получили американское гражданство?
-- Нет, у меня «грин кард» и украинский паспорт, поскольку родилась я в Днепропетровске. В 2000 году я хотела вновь выступать в любительском фигурном катании за Украину, но мне не разрешили этого сделать в Международном союзе конькобежцев. Кстати, после долгого перерыва я побывала на Украине два года назад. И привели меня туда серьезные причины. Я наконец нашла отца.
-- Вы сами разыскали его?
-- Да, через школу, в которой тренировалась в детстве. Отец встретил меня на пороге нашего дома в Днепропетровске. Бабушка держала хлеб-соль, а он стоял за ней с букетом цветов. Увидев меня, бабушка начала плакать. Я тоже... Понимаете, я не надеялась, что в моей жизни отыщется человек, которого я смогу назвать отцом. А тут у меня инстинктивно вырвалось: «Папа». Потом мы долго говорили, и я задала, наверное, глупейший вопрос, почему он не искал меня столько лет. В ответ он просто открыл сервант и достал вырезки из газет, мои фотографии. Все эти годы он не переставал следить за моей жизнью. Наверное, не очень складной. По сути, это была моя первая осознанная встреча с отцом, поскольку в детстве мама запрещала мне с ним общаться. Но папа рассказал, что тайно приходил на мои тренировки и, прячась за трибунами, наблюдал за мной.
-- Чем вы сейчас занимаетесь?
-- Фигурным катанием и бизнесом. После двухлетнего перерыва я вернулась на лед, хотя никто уже в это не верил. Выступаю в ледовом шоу Star's On Ice. Катаюсь вместе с нашими Катей Гордеевой, Ильей Куликом, Лешей Ягудиным, Леной Бережной и Антоном Сихарулидзе. Кроме того, являюсь дизайнером одежды для фигурного катания, коллекция так и называется «Оксана Баюл».
Большое счастье, что я сумела стать прежней Оксаной и взять над собой контроль. Поскольку не скрываю, что в своей жизни начудила много. Получив хорошие гонорары, пускалась во все тяжкие грехи. Тогда я еще не знала, что серьезно больна, и больна до сих пор. Я алкоголик, и это наследственное. В 1998-м серьезно лечилась, спустя два года был срыв, но после этого спиртного в рот не беру. И то, что я сумела от этого отказаться, -- огромное достижение. Я думаю, что это моя вторая олимпийская медаль.
Беседовала Ольга ЕРМОЛИНА