|
|
N°44, 17 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Что ждет террориста после смерти?
Россия трупы не выдает никогда, США -- всегда, Израиль -- по обстоятельствам
Правозащитная организация Союз комитетов солдатских матерей России (СКСМР) призвала вчера выдать родственникам для захоронения тело чеченца Аслана Масхадова, убитого, как утверждают российские власти, 8 марта. Хотя, признается ответственный секретарь союза Валентина Мельникова, "кто мог бы быть адресатом нашего обращения помимо общественности и журналистов, мы пока не знаем". Как заявил заместитель генпрокурора России Николай Шепель, "в соответствии с законом о борьбе с терроризмом Масхадов, как активный участник международной террористической сети, будет захоронен в безымянной могиле -- без уведомления родственников и выдачи им тела".
Солдатских матерей поддерживают и другие российские правозащитные организации. Но в то, что тело Масхадова похоронят родные, верится с трудом. Поправки к российскому закону "О борьбе с терроризмом", принятые в ноябре в 2002 года, запрещают выдачу убитых террористов семьям. Газета «Время новостей» решила выяснить, а как поступают с телами убитых террористов в странах, наиболее часто становящихся сегодня их мишенью, к примеру в США и Израиле?
В США останки преступников, в том числе террористов, обязательно выдают родственникам, если таковые объявляются. А если нет, то хоронят за казенный счет. Это равно относится и к американцам, и к иностранцам.
А вот Израиль не отличается последовательностью в политике выдачи останков террористов. Начиная с 1948 года, то есть с года основания Израиля, в стране действует чрезвычайное положение, которое кнессет ежегодно продлевает еще на 365 дней. "В условиях чрезвычайного положения Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) обладает практически неограниченными полномочиями, в особенности на палестинских территориях", -- пояснил корреспонденту "Времени новостей" специалист в области прав человека, профессор Еврейского университета в Иерусалиме, политолог Менахем Хоффнунг. "Но по сложившейся практике армия согласует свои действия с правительством Израиля, поскольку командир армии подчиняется министру обороны, а тот -- главе правительства", -- добавил наш собеседник.
Тем не менее именно командование израильской армии принимает решение о выдаче останков террориста его родственникам. И, как сказали корреспонденту "ВН" в пресс-службе ЦАХАЛ, "каждый раз судьба тела террориста может решиться по-разному. В Израиле нет определенного закона, разрешающего или запрещающего выдачу тел террористов их родственникам".
В израильской армии действует распоряжение, по которому "тело погибшего террориста возвращается родственникам в том случае, если процесс передачи не несет опасности". Обычно, по словам представителя армейской пресс-службы, убитых возвращают семьям. "Судьбу тела погибшего террориста каждый раз решает главный раввин Израиля и юридический советник Армии обороны Израиля", -- добавил "ВН" Менахем Хоффнунг.
В Израиле есть два кладбища при воинских частях, где хоронят тела солдат арабских армий и тела террористов, не выданных родственникам. Тела погибших арабских солдат иногда обмениваются на тела погибших израильтян или израильских солдат, попавших в плен. Принцип возвращать своих военнопленных, пропавших без вести или похищенных, а также тела погибших своих солдат, священен для Армии обороны Израиля.
Мария ГРИШИНА, Иерусалим