Время новостей
     N°127, 19 июля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.07.2001
Жить стало лучше, жить стало скучнее
Владимир Путин попал в окружение пятисот журналистов
Вчера в Москве произошло беспрецедентное событие -- президент России Владимир Путин дал свою первую массовую пресс-конференцию, на которой были аккредитованы 502 журналиста со всех концов света. Мероприятие прошло совершенно благополучно и абсолютно недраматично. Единственный более-менее драматический аспект заключался в том, что пресс-конференция начиналась словно в предвкушении театральной премьеры: много-много камер, волнующихся журналистов, включая корреспондентов из множества региональных газет и телеканалов, которые Путина живьем никогда не видели. И президент -- как будто первый раз в первый класс. Настоящего же драматизма не было по той простой причине, что Путин в отличие от своего предшественника -- президент говорящий. Он много, подробно и аргументированно рассказывает о своих позициях по всем важным вопросам современности. А потому никакой особой новости он вчера и не преподнес.

Возможно, это самая высокая оценка деятельности президента за полтора года, проведенных им в президентском кресле. Это вообще хороший знак. Он означает, что жить стало лучше, жить стало скучнее. Никакой «политики» в традиционном российском, ельцинском понимании этого слова у нас больше нет. Напротив, есть «консенсус и стабильность», которыми Путин, по его собственному признанию, «очень дорожит» и ни на что не променяет. Политика отменяется, а это значит, что ничего «сладкого», «горячего» и «острого» от публичных мероприятий с участием президента ожидать не приходится.

Вместо политики -- ориентир на экономику, на то, что надо учиться, учиться и учиться, чтобы работать, работать и работать. Основные приоритеты на несколько ближайших лет Путин обозначил уже давно и подтвердил сегодня. Это правовое федеративное государство, либерализация экономики, развитие политической партийной системы, миролюбивая и гордая внешняя политика.

С нескрываемым раздражением отвечая на давний вопрос знаменитой Труди Рубин из газеты The Philadelphia Inquirer «кто вы, мистер Путин?», президент предложил судить о том, кто он, сугубо по его делам. На сегодняшний день «самыми значимыми своими делами» Владимир Путин, судя по вчерашней пресс-конференции, считает «возвращение федерации», начало модернизации экономики и партийной системы и продвижение пакета антибюрократических законов в парламенте. За три с половиной года, остающихся до конца президентского срока (высочайшую вероятность его продления Путин обошел своим вниманием), президент хочет сделать так много, как до сих пор не удавалось ни одному из российских правителей: «Я бы хотел, чтобы то, что мы сегодня начали, то, что мы сегодня самым активным образом продвигаем в жизнь, чтобы это было реализовано и принесло бы реальные результаты, которые почувствовал бы каждый рядовой гражданин страны на своем кармане. Чтобы граждане России чувствовали себя в безопасности, стали бы жить лучше и богаче и чтобы у них постоянно росло чувство гордости за свою страну». То есть Владимир Путин хочет -- ни больше ни меньше -- наладить в стране нормальную жизнь...

Единственным случаем, когда в зале возникла относительная напряженность, был момент, когда невежливо настырная американская корреспондентка стала кричать из задних рядов, что с ее точки зрения Путин не ответил на вопрос о зачистках в чеченских станицах. Путин в таком рассвирепении, в каком его не видели давно, прочел ей лекцию об исламском фундаментализме. Иного, по зрелом размышлении, он и не мог сказать. Афоризм «на войне, как на войне» был придуман, когда на Руси жили поляне и древляне. Но с тех пор никто не только не решил вопрос о мародерстве, насилии и правах мирных жителей в ходе военных действий, но даже и не сумел найти верного тона в разговоре об этом. Во всяком случае из наших достоверных источников известно, что Путин весьма озабочен этими проблемами и что, в частности, уголовное дело полковника Буданова было инициировано именно им. И что при любом развитии событий это дело будет доведено до конца. И все же цивилизованно говорить об этой проблеме не научились пока ни Путин, ни его оппоненты.


Из стенограммы пресс-конференции:

«Реформа политической жизни -- это прежде всего создание реально функционирующей партийной системы... Мне бы хотелось, чтобы в конечном итоге люди выбирали не между конкретными личностями, а между идеями, предложениями, партийными программами. Но для этого нужно сначала, чтобы партии функционировали, чтобы они были созданы, чтобы они влияли на политическую жизнь страны, чтобы они определяли политический ландшафт государства».

«Гонка вооружений без оглядки на реальные экономические возможности государства в значительной степени являлась одной из причин, которые и подорвали экономику и, как следствие, доверие населения к государству... Допустить повторения подобного развития событий в нашей истории мы, конечно, не можем, поэтому должны сопоставлять наши экономические возможности с нашими потребностями».

«Я обещал, что мы поднимем лодку, и думаю, что нам это нужно сделать... Одна из последних проблем, которая возникла в последние годы, -- это недоверие к деятельности руководства. Это доверие может быть восстановлено только если то, что мы говорим и обещаем, будет исполняться -- в экономике, финансах, политической сфере, везде. Если сказал -- должно быть сделано. Это очень важно для внутреннего состояния общества».

Татьяна МАЛКИНА