|
|
N°42, 15 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Приключения дешевых "Жигулей"
Аферисты не дали уйти машинам «АвтоВАЗа» за границу
Следственный комитет (СК) при МВД РФ закончил расследование серии уголовных дел о масштабных аферах с автомобилями «АвтоВАЗа». В свое время завод для раскрутки на Западе марки «Жигули» решил продавать их в страны дальнего зарубежья по себестоимости. В результате по бумагам следовало, что почти 1,5 тыс. машин ушли за границу, однако на самом деле, как выяснили милиционеры, они были реализованы по рыночной цене внутри России. Часть же автомобилей вообще оказалась похищена. Обвинения в аферах были предъявлены предпринимателям Константину Коноваленко и Андрею Милованову. На днях они получили возможность познакомиться с материалами расследования.
Константин Коноваленко проходит сразу по нескольким уголовным делам об аферах с машинами при помощи «реимпортных» схем. Еще в середине 90-х годов он через свою фирму ООО «Янус-1» создал совместное предприятие «РуссоБалт», возглавил которое бывший военный Евгений Гапченко. Именно это СП и стало, по версии следствия, причастно к мошенничеству с машинами.
В 1997--1998 годах одним из главных получателей дешевых «Жигулей», предназначенных для реализации за границей, являлась немецкая компания «ЕвроЛада ГмбХ», а фирмой-экспедитором при сделках выступала «РигасЛада». По данным СК, как только «РигасЛада» доставляла партии машин для отправки на Запад в прибалтийские порты, «ЕвроЛада ГмбХ» требовала перегнать «Жигули» обратно в Россию, поскольку они уже проданы «РуссоБалту». Дешевые машины поступали на стоянку в городе Себеж (Псковская область), а потом реализовывались в Москве и Подмосковье по рыночной стоимости. С "АвтоВАЗом" же за них расплачивались по себестоимости. Всего, как выяснил СК, по такой схеме меньше чем за два года было продано 1484 автомобиля, а "АвтоВАЗ" недополучил 35,5 млн руб. По данным следствия, эти деньги были переведены в валюту и ушли в кипрскую фирму «Алгейт Трейдинг» и канадскую «Русэкспорт Корпорейшн» (обе их контролировал Константин Коноваленко).
А в 1998 году он попал в историю уже с открытым хищением 80 машин. Их "АвтоВАЗ" отправил «ЕвроЛада ГмбХ», но в результате автомобили по уже хорошо отработанной схеме оказались в Себеже. Вскоре туда приехали крепкие ребята во главе с деловым партнером Гапченко Андреем Миловановым и предъявили бумаги, что «РуссоБалт» якобы перепродал эти 80 «Жигулей» ряду московских фирм. Как установили позже следователи, документы были поддельными, а машины аферисты вскоре реализовали через столичное предприятие «Шарво». «АвтоВАЗу», поскольку официально машины числились похищенными, вообще никаких денег уплачено не было. Большая часть выручки, по данным СК, ушла все в ту же подконтрольную Коноваленко фирму «Алгейт Трейдинг». В начале 2003 года Гапченко, Милованова и Коноваленко объявили в розыск. Когда последний спустя несколько месяцев пошел обменивать паспорт, его задержали. Позже удалось арестовать и Милованова. Гапченко до сих пор находится в международном розыске.
Александр ШВАРЕВ