|
|
N°126, 18 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
CD-MUSIC
Непотопляемый
Ирина Богушевская и Александр Ф. Скляр, «Бразильский крейсер. Странные песни Александра Вертинского», «Мистерия звука»
Альянс девочки-ромашки Ирины Богушевской с интеллектуальным панком и бывшим дипломатом Александром Ф. Скляром выглядит по меньшей мере странно. А началось все так -- они встретились за кулисами на каком-то сборном концерте, разговорились и поняли, что оба любят Вертинского. Решили сделать совместный проект. Особо подчеркивают, что все юридические формальности с наследниками утрясены до последней запятой. Концерт приурочили к 111-й годовщине со дня рождения маэстро в 2000 году -- сочетание этих цифр показалось Скляру магическим. Концерт записывался, и летом 2001 года вышел диск.
По словам музыкантов, Вертинские предоставили им полную творческую свободу. Однако оба выбрали камерный вариант исполнения -- рояль и голос. Богушевская исполняет более известные песни, Скляр -- менее «хитовые». На сцену выходили по очереди, и лишь последнюю песню -- «Бразильский крейсер» -- спели вместе. И еще диск содержит горькое письмо Вертинского советскому правительству, прочитанное Скляром.
У Богушевской, работающей в жанре шансона, Вертинский звучит вполне естественно. Скляр остается Скляром, хотя почтение к маэстро звучит в каждой ноте. Но уже с третьей песни исполнителя перестаешь замечать -- звучит только Вертинский. Его грустные стихи, его мелодии. Богушевская не удержалась и вставила в концерт одну свою песню, но она картины не портит, хотя в том, что касается чувства стиля, вкуса и меры, ей до Вертинского далеко.
Вертинского перепевали многие, например Гребенщиков, хотя его собственных записей сохранилось много. Но в отношении Александра Вертинского принцип «чем больше, тем лучше» действует.
Даунтрек
Саундтрек к фильму «Даун Хаус», «Снегири»
Слушать непредвзято саундтрек к фильму с такой репутацией непросто. Хотя если даже актеры до премьеры не всегда знают, какой будет картина, то музыканты -- тем более. Далеко не все треки писались специально для фильма. Выбор музыки для диска диктовался не содержанием фильма, а выпускающей альбом компанией. Если в «Брат-2» попали в основном артисты, сотрудничающие с Real Records, то в «Даун Хаус» вошли подопечные фирмы «Снегири». Найк Борзов, дуэт «Нож для Фрау Мюллер» вместе и по отдельности, проект Netslov, «Ундервуд» и так далее. Ну и конечно участие в фильме главного пропагандиста easy listening Троицкого сыграло свою роль.
Так что диск можно рассматривать не как саундтрек, а как просто сборник. Найк Борзов представил одну их худших своих новых песен «Ссора», Грув остался Грувом, так же как и «Нож для Фрау Мюллер». Музыка проектов «Советское порно» и «Снегопады» вполне соответствуют названию фильма. Порадовал только «Ундервуд», продемонстрировав элегантный и не без лоска стеб, дефицит которого остро ощущается в отечественной популярной (и не очень) музыке. В остальном под обложкой с ковыряющим в носу Бондарчуком помещена традиционная для «Снегирей» музыка.
Весельчаки
«Манго Манго», «Человеку хорошо», «Мистерия звука»
Известно, что обычно у русских рок-музыкантов с чувством юмора туго. Веселье в песнях почему-то считается синонимом легковесности. Только БГ позволял себе много шутить. Но к его шуткам надо было выпускать многотомные комментарии. Да еще «Ляпис Трубецкой».
Смешные хиты группы «Манго Манго» -- «Пули», «Бензобак» или «Таких не берут в космонавты» -- вошли в историю культуры настолько прочно, насколько это вообще возможно для рок-хита. Однажды Филипп Киркоров, желая сделать жене приятное, устроил концерт, на котором артисты пели песни Пугачевой. Он пригласил «Манго Манго» и не ошибся. Их вариант песни «Балет» запомнили надолго.
Новый альбом -- «Человеку хорошо» -- таких ярких перлов не содержит. Лучше всех вышел студенческий гимн «Гаудеамус», спетый по-латыни, но во всех возможных стилях -- от рэпа до металла. Но дух, присущий «Манго Манго», остался. Песни по-прежнему стилизованы под легкомысленное дуракаваляние в студии. Но подход к дуракавалянию самый что ни на есть профессиональный. Возможно, поэтому по радио песен из нового диска что-то не слышно.
Умопомрачение
Линда, «Зрение», BMG-Russia
Новый альбом Линды интересен прежде всего в контексте разрыва с ее Пигмалионом -- Максимом Фадеевым. На сей раз его фамилия не фигурирует даже в списке благодарностей. Но, надо сказать, Линда кое-чему у него научилась. Например, при помощи передовых технологий и обработок голоса создавать псевдоэзотерический флер. А еще -- не придавать большого значения текстам.
Что касается текстов, то попытки вслушаться в них грозят помешательством. Название одной из песен -- «Шерстяная дата» -- уже многое объясняет. Смысл текстов ускользает, и они упорно не идут на контакт с сознанием. Что до музыки, то самое сильное чувство, возникающее при прослушивании диска, -- уважение к труду, вложенному в его создание. Сколько человек с «мышками» в руках сидели согнувшись за мониторами, сколько киловатт электроэнергии было потрачено на то, чтобы создать эти звуки! Однако все вместе вызывает ощущение, что музыканты и компьютеры на протяжении всех 13 песен играют одну ноту. Прослушивание диска от начала до конца сравнимо с китайской пыткой водой.
Цели авторов ясны -- все силы брошены на поддержание созданного ранее имиджа Линды, девушки в высшей степени загадочной и непростой. Девушки-вороны, танцующей под водой. Ведь было бы странно, если б Линда ни с того ни с сего запела «Америкен бой, уеду с тобой». Хотя иногда слушаешь и думаешь -- может, не так уж и странно?
Святослав БИРЮЛИН