Время новостей
     N°42, 15 марта 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.03.2005
Мобилизация масс
Российские партии берут на вооружение SMS-технологии
В условиях отсутствия доступа на центральные телеканалы оппозиции приходится искать альтернативные пути к сердцам избирателя. Представители разных политических партий солидарны в стремлении использовать для пропагандистской работы Интернет, стремительно набирающий влияние на умы населения. Кроме того, для завоевания продвинутой молодежи даже весьма консервативные партии начинают использовать возможности мобильной телефонной связи.

Даже такая "традиционалистская" партия как КПРФ всерьез связывает свое будущее со Всемирной паутиной. «Сегодня наш партийный сайт уже стал самым мощным ресурсом из всех партийных и одним из самых популярных среди всех политических, -- сказал первый заместитель председателя ЦК КПРФ Иван Мельников корреспонденту «Времени новостей». -- Многое уже сделано для того, чтобы наш ресурс стал неким информационным центром для всей партии. И сегодня КПРФ.ру постепенно переходит в режим работы информационного агентства».

По мнению г-на Мельникова, компартия должна сделать свой сайт «своеобразным складом агитационных боеприпасов». То есть неким пунктом раздачи агитационного материала как партийным активистам, так и простым гражданам. «Кроме того, в перспективе либо на базе сайта, либо, что даже лучше, на какой-то другой площадке в Интернете возможно создание центра, информирующего граждан о порядке голосования на тех или иных выборах, о различных уловках, на которые может пойти власть, чтобы фальсифицировать голосование», -- считает товарищ Мельников.

Однако планы КПРФ по завоеванию электората отнюдь не исчерпываются Интернетом. По мнению заместителя председателя партии, неплохо было бы предложить к реализации активистам Союза коммунистической молодежи такие технологии, как граффити и рассылка SMS. «Входящее на мобильный телефон сообщение, как правило, бесплатно для абонента. Исходящее сообщение стоит около рубля. По телефонам можно рассылать и политические анекдоты, и частушки, и обращать внимание на то или иное событие: что угодно, что мотивирует человека переслать это сообщение еще кому-то», -- заявил Иван Мельников на прошедшем в минувшие выходные пленуме ЦК КПРФ.

Впрочем, о таких продвинутых технологиях, как рассылка SMS и электронных писем, в стане оппозиции единого мнения пока не сложилось. «Мы достаточно активно пользуемся Интернетом. Но я не думаю, что какие-то современные средства более эффективны, чем давно проверенные, -- сказал корреспонденту «Времени новостей» заместитель председателя партии «Яблоко» Сергей Митрохин. -- Мы сейчас, например, активно осваиваем распространение печатной продукции, в частности листовок. Этот метод известен уже не одну сотню лет. Наверное, можно попробовать и рассылку SMS. Но все же это не от хорошей жизни. Честно говоря, я не думаю, что эсэмэска, полученная от партии, будет воспринята с восторгом».

Действительно, получение на личный мобильный телефон партийной агитации вполне способно вызвать у человека раздражение-- как любое другое вмешательство в его личное пространство. Недаром различные политические силы активно пользуются рассылкой спама от имени конкурентов как инструментом черного пиара. Однако влияние спама на психологию человека до сих пор не изучено, и подобные методы вполне могут привести к прямо противоположному результату. «Когда наши депутаты объявили голодовку, оппоненты партии «Родина» начали рассылать спам от моего имени, -- рассказал корреспонденту «Времени новостей» руководитель пресс-службы фракции «Родина» в Госдуме Сергей Бутин. -- В итоге люди, получившие этот спам, не вникая в замысел наших конкурентов, завалили мой электронный почтовый ящик словами поддержки».

Даже «Единая Россия» присматривается к способу агитации путем рассылки SMS и электронных писем. «Это вопрос непростой. Тотально рассылать SMS и письма всем мы не планируем, потому что мы вообще против спама. Но если удастся когда-нибудь наладить систему, чтобы эти услуги предоставлялись по запросу, возможно, мы к этому подойдем, -- сказал корреспонденту «Времени новостей» депутат фракции «Единая Россия», заместитель председателя комитета по информационной политике Госдумы Владимир Мединский. -- Однако это довольно дорогостоящее мероприятие. Если КПРФ собирается этим заниматься, то я за них рад. Значит, деньги у них есть». В то же время, по словам депутата, партия власти активно использует в целях пропаганды такой способ, как граффити.

В деле использования продвинутых способов агитации ветераном является партия «Союз правых сил». «Рассылка SMS -- это вовсе не новая технология. Мы рассылали их и на выборах в 1999 году, и в 2003 году. И на региональных выборах только этим и занимаемся. Используем обычную базу пользователей сотовых телефонов, -- рассказал корреспонденту «Времени новостей» секретарь федерального политсовета СПС Борис Надеждин. -- На последних парламентских выборах, например, мы рассылали SMS «Сходи проголосуй седьмого». Тест был написан так, что читалось «СПС». Вроде как не агитация, а все понятно. Что касается граффити, то этим занимаются все, кому не лень. Но мы старались такого способа агитации избегать».

Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА