|
|
N°126, 18 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Великая китайская труба
Россия и КНР будут дружить нефтью
Планы российского правительства и нефтяников построить нефтепровод в Китай получили вчера мощную поддержку. К визиту в Россию председателя Китайской Народной Республики Цзян Цзэминя было приурочено подписание соглашения о разработке ТЭО по строительству нефтепровода Ангарск--Дацин. Согласованы и ежегодные объемы поставок по нему нашей нефти на 25 лет. С российской стороны соглашение подписали Минэнерго, «Транснефть» и ЮКОС, а с китайской -- Госплан КНР и Китайская национальная нефтегазовая корпорация.
Примечательно, говорит руководитель пресс-службы ЮКОСа Андрей Краснов, что китайцы согласились, во-первых, самостоятельно финансировать строительство части нефтепровода, проходящей по их территории, а во-вторых, гарантировать на уровне правительства закупки на 25 лет вперед. Также, отметил он, была согласована формула цены нефти, которая «будет конкурентоспособна с ценой поставок в Западную Европу».
Как полагают в ЮКОСе, с подписанием соглашения можно говорить о том, что экспортный проект, альтернативный западному направлению, появился, и «это уже не разговоры».
В назначенной оператором проекта «Транснефти» не считают нужным торопить события. Вице-президент компании Сергей Григорьев сказал: «Строительство нефтепровода внутрь Китая не позволит экспортировать нефть в другие страны, и мы будем «завязаны» на одну страну». Поэтому, заявил газете «Время новостей» г-н Григорьев, параллельно разрабатывается ТЭО нефтепровода в порт Находка. По его предположению, до конца этого года оба ТЭО будут готовы, и их будут сравнивать по экономическим и политическим критериям, учитывая, что «Находка -- это выход в море...».
Тем не менее эксперты нефтяной отрасли уверены, что трубу в Китай все-таки построят. До границы строительством займется «Транснефть», которая и будет в дальнейшем трубу эксплуатировать. Источники финансирования строительства пока не определены. Сергей Григорьев говорит, что уже были попытки нефтяных компаний финансировать в складчину нефтепроводы в обход Чечни, в обход Украины, Балтийскую трубопроводную систему. Но в результате «Транснефть» все профинансировала сама.
В случае же с Китаем, полагают эксперты, все-таки вероятно создание консорциума, но основную часть средств вложит, судя по всему, ЮКОС. Общая стоимость строительного проекта, включая китайскую часть, составляет 1,7 млрд долл.
В подписанном вчера соглашении говорится о том, что с 2005 по 2010 год Россия обязуется поставлять в КНР по 20 млн т нефти ежегодно, а в 2010--2030 годах -- по 30 млн т. В ЮКОСе подсчитали, что до 2010 года при нынешних экспортных пошлинах в российский бюджет будет ежегодно поступать по 3 млрд (без учета налогов), а в дальнейшем -- по 4,6 млрд долл.
Нефть ЮКОС намерен поставлять из Томска и Юрубчено-Тахомской зоны. Также, говорится в соглашении, все российские нефтекомпании могут подписать экспортные контракты и участвовать в проекте. ЮКОС же, по словам г-на Краснова, готов загрузить от 50 до 100% пропускных объемов трубопровода, так как компания уже сейчас добывает 56 млн т нефти в год и намерена увеличивать добычу, разрабатывая новые месторождения в Восточной Сибири.
Координировать же объемы загрузки трубопровода будут Минэнерго РФ и Госплан КНР, сообщил вчера министр энергетики России Игорь Юсупов.
Помимо поставок нефти, во время визита китайской делегации обсуждались также вопросы разработки и транспортировки в КНР природного газа. Как заявил советник министра энергетики Олег Смирнов, китайская сторона заинтересована в строительстве транскитайского газопровода Запад--Восток (основным возможным участником этого проекта является «Газпром»), а также в поставках газа с Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Иркутской области.
В протоколе заседания российско-китайской подкомиссии по сотрудничеству в области энергетики, которым располагает газета «Время новостей», говорится о том, что «Газпром» назначен «координатором по российско-китайскому сотрудничеству в области газовой промышленности».
По словам источника, близкого к переговорному процессу, китайцы задавали российским властям вопрос о том, почему «Газпром» должен координировать поставки с Ковыкты, если он не имеет к этому месторождению никакого отношения (оператор по его разработке -- «РУСИА Петролеум», акционерами которой являются компании, зависимые от BP Amoco, ТНК, «Интерроса» и др.). Четкого ответа получено не было. И функции «Газпрома» как координатора остались неясными. В пресс-службе «Газпрома» затруднились прокомментировать ситуацию.
Продолжение темы -- в рубрике «Заграница»
Николай ГОРЕЛОВ