|
|
N°41, 14 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кнут и пряник Тегерану
Завтра истекает срок, на который Иран с 22 ноября заморозил работы по обогащению урана. Как неоднократно предупреждал Тегеран, если переговоры с Великобританией, Германией и Францией не принесут результата, то обогащение урана возобновится. Однако европейцы сейчас делают все, чтобы иранцы продлили свой мораторий.
Взамен «евротройка» предлагает Ирану сотрудничество в области ядерной энергетики и торговли. Очередной раунд переговоров завершился в пятницу в Женеве без особых результатов. Но за рамками переговоров, чтобы повлиять на Тегеран, были продемонстрированы кнут и пряник.
В роли кнута выступил Израиль. Как сообщила вчера британская газета «Санди таймс», Израиль уже утвердил и согласовал с США планы нападений на атомные объекты Ирана на случай, если Западу не удастся дипломатическим путем добиться прекращения его ядерной программы.
Пряник же неожиданно предложили США. В пятницу госсекретарь Кондолиза Райс заявила, что Вашингтон больше не возражает против постепенного присоединения Ирана ко Всемирной торговой организации и продажи ему запасных частей к гражданским авиалайнерам. Белый Дом, таким образом, поддержал дипломатические усилия «евротройки», но взамен хотел бы иметь «определенные объективные гарантии того, что Иран не будет использовать гражданскую ядерную программу в качестве прикрытия своей военной программы».
Это поворот в позиции Вашингтона. До этого США категорически не соглашались с тем, что ядерные разработки Ирана могут иметь мирный характер. Москва увидела в заявлениях Кондолизы Райс «новые элементы политики Вашингтона в отношении Ирана». Официальный представитель МИД РФ Александр Яковенко выразил надежду, что «эти заявления будут позитивно вписываться в линию, которую проводят как Россия, так и западноевропейские страны». По его словам, Москва пытается «снять все вопросы в отношении характера ядерной программы Ирана на основе сотрудничества». Две недели назад Россия подписала с Ираном договор о поставках ядерного топлива на АЭС в Бушере. Министр обороны Франции Мишель Альо-Мари в интервью французской газете «Монд» вчера высоко оценила решение Москвы поставлять Ирану ядерное топливо, одновременно контролируя его возвращение после отработки в реакторах, назвав это «очень сильной инициативой».
Андрей ЗЛОБИН