|
|
N°41, 14 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Добавь себе стоимости
Алексей Кудрин выиграл первый раунд налоговой войны у Михаила Фрадкова
В пятницу была официально закрыта возможность для радикальных преобразований налоговой системы. Точку в споре о вариантах и целесообразности снижения налога на добавленную стоимость поставила бюджетная комиссия, начавшая работу над планированием бюджетного процесса на ближайшие три года. Хотя впервые в новейшей истории России премьер сам возглавил комиссию вместо министра финансов, это главе правительства не помогло.
Комиссия решила заморозить действующую ставку НДС в 18% на трехлетний период, оставив в силе предложения по ускоренному возврату налога. Дискуссия по остальным налогам пока открыта.
Налоговая реформа стала для премьера Михаила Фрадкова весьма эффектным способом обозначить себя в качестве самостоятельной фигуры в правительстве -- более влиятельной, чем пользующиеся поддержкой президента министры экономического блока Алексей Кудрин и Герман Греф, сохранившие свои посты после отставки кабинета Михаила Касьянова. Белодомовский аппарат взялся за формирование экономического курса правительства, минуя ведомства Кудрина и Грефа. Главным предложением аппарата правительства стало снижение ставки НДС с 18 до 13%. По прикидкам замглавы аппарата правительства Михаила Копейкина, это позволило бы резко улучшить деловой климат и инвестиционную привлекательность страны. Никаких конкретных цифр, демонстрирующих пользу этого предложения, аппарат правительства не представил, зато настойчиво напирал на ускорение темпов экономического роста как на залог выполнения политического поручения президента удвоить ВВП к 2012 году.
Премьер и его аппарат решили привлечь на свою сторону бизнес-сообщество, представлявшее весь спектр предпринимательских организаций: от малого бизнеса до «олигархов». Каждая из этих организаций подготовила свой пакет предложений, которые были вынесены на Совет по конкурентоспособности при премьере. Г-н Фрадков обещал учесть все предложения деловых кругов и даже заслушать их на заседании правительства, чего раньше не случалось.
Оппоненты премьера в налоговой битве с предпринимателями тоже встречались. Правда, снижения налоговых ставок им не обещали, а просили подготовить предложения по улучшению администрирования налогов. В борьбе за сохранение ставки НДС Алексей Кудрин в отличие от своих оппонентов сделал акцент именно на цифры. Минфин и МЭРТ подготовили документ с оценкой выпадающих доходов бюджета. Правда, пока это только "частная" точка зрения двух министерств, а не официальная оценка правительства.
В итоге точка зрения министра финансов нашла большую поддержку у членов бюджетной комиссии, чем планы премьера. Комиссия решила не трогать ставку НДС вообще, так как к моменту начала работы над бюджетом следующего года нет достоверных расчетов экономических последствий такого снижения. По окончании заседания министр финансов Алексей Кудрин публично сообщил о победе над собственным начальником, отметив, что среди членов комиссии возобладал прагматичный подход. Снижение НДС, говорил он, может вызвать непредсказуемые последствия для бюджета (который несет незапланированные расходы от монетизации льгот).
Источник «Времени новостей» в аппарате Белого дома в свою очередь уверял, что «победа» г-на Кудрина на самом деле есть прямой саботаж поручения премьера выполнить «простое арифметическое действие» -- просчитать последствия для бюджета при снижении НДС до 13%. Премьер, по сведениям нашего источника, был готов либо пойти на радикальный вариант снижения налога, либо не снижать вовсе, ограничившись упрощением его администрирования. В обоснование своего бездействия, по словам того же источника, министр финансов попросту пошел на прием к президенту, чем застраховался от возможных последствий.
Частная аппаратная интрига в правительстве в конечном счете разрешилась стандартно -- как и в касьяновские времена. Премьер постарался прибегнуть к помощи аппарата, но ключевые министры, вхожие к президенту, указали этому аппарату его место. При этом пятничное решение, принятое бюджетной комиссией, предсказуемости налоговой реформе отнюдь не добавляет. Впереди еще специальное «налоговое» заседание правительства, намеченное на конец марта. Там вновь должен быть поставлен вопрос о содержании налоговой политики. Вполне возможно, что к тому времени у спорящих сторон появятся новые аргументы. К тому же принятое решение о заморозке ставок НДС на три года вовсе не означает, что не будут трогать другие налоги, например единый социальный или налог на прибыль. Наконец, открытым пока остается вопрос о реформе налогового администрирования, в необходимости упорядочивания которого никто не сомневается. Правда, противоборствующие стороны и здесь оценивают ситуацию по-разному. Премьер предлагает резко увеличить задания по сбору налогов и таможенных платежей для Федеральной налоговой и Федеральной таможенной служб. А министр финансов уже несколько раз публично называл эти предложения "налоговыми репрессиями". Он полагает, что надо вводить более либеральный порядок налоговых проверок.
В любом случае очевидно, что первая попытка премьер-министра преодолеть очевидный аппаратный и идеологический раскол в правительстве не удалась.
Ирина СКЛЯРОВА, Вера КУЗНЕЦОВА