Время новостей
     N°41, 14 марта 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.03.2005
Телу Ленина верны
От умения правильно обращаться с мертвыми напрямую зависит умение правильно обращаться с живыми. Нынешняя российская власть ведет себя по отношению к телу Аслана Масхадова в лучших языческих традициях страны, где глава государства до сих пор работает в помещении, превращенном его историческими предшественниками в кладбище.

Российские власти будто бы стыдятся того, что убили Аслана Масхадова. Хотя на словах считают его террористом, а его уничтожение -- безусловным успехом спецслужб. Сначала представители спецслужб и чеченского руководства не смогли договориться о сколько-нибудь стройной версии устранения лидера чеченских боевиков. Из-за чего до сих пор решительно неясно, как в одном и том же бункере в селении Толстой-юрт, который якобы взрывали, находились пять человек, но от "динамического взрыва" (выражение представителя РОШ, одного из самых затейливых "сказочников" современной России Ильи Шабалкина) пострадал только один, а остальные оказались совершенно живыми и здоровыми. Теперь такие же спекуляции и откровенное вранье сопровождают перемещения по стране тела Масхадова.

Сначала нам говорят, что тело в Ростове-на-Дону, в знаменитой 124-й Центральной лаборатории Министерства обороны, на опознании. И даже уже опознано с вероятностью 97 процентов (оставшиеся три даст генетическая экспертиза). Потом представители лаборатории опровергают сведения о наличии тела и о его опознании. Потом следуют опровержение опровержения и заявления о срочном экспорте трупа в Москву.

Все это заметание следов можно объяснить двумя причинами. Причина первая: силовики боятся, что террористы прознают о местонахождении масхадовского тела и попытаются отбить "священный труп". Но ведь официальная пропаганда в один голос твердила, что Масхадов никого не представлял, значит, и мстить за него некому. Причина вторая: проявление очевидной неловкости властей от ситуации, при которой Масхадова не успели признать по суду террористом. А значит, даже по совершенно дикому российскому закону, предписывающему не выдавать родственникам убитых или умерших террористов и хоронить их тайно, труп все-таки положено отдать родне.

Возможно, люди, определяющие чеченскую политику России, полагают, что похоронить Масхадова по-человечески -- значит признать, что он военный противник. И тогда получается, что в Чечне до сих пор идет именно война, а не успешное мирное строительство на фоне перманентной контртеррористической операции. Но ведь государство и должно отличаться от бандитов тем, что руководствуется законом. Буква закона -- даже буква -- в данном случае предписывает захоронить Масхадова легально.

Дух закона и политическая целесообразность тем более предписывают поступить именно так. Если Масхадов никого не представлял, его легальная могила по определению не станет местом паломничества непримиримых борцов за независимость Чечни. Если представлял, то воевать с мертвыми все равно глупо и нелепо, а проявление великодушия к поверженному врагу всегда было признаком силы, но не слабости. Так или иначе, искажая информацию о теле Масхадова и пытаясь нарушить закон, власть лишь добавляет политический вес этому уже убитому человеку. Создает легенду о герое сопротивления, делая из него мученика, которого даже нельзя предать земле по-человечески. Вместо того чтобы дать возможность родственникам тихо и спокойно похоронить теперь уже точно не представляющего для федералов никакой угрозы Аслана Масхадова как частное лицо.

В России, увы, до сих пор принято варварски относиться как к врагам государства, так и к его «великим сынам». Емельяна Пугачева, прежде чем казнить, привезли в столицу в клетке и выставили на всеобщее обозрение. Владимира Ленина оставили лежать мумией прямо у стен главного здания российской власти, не похоронив возле матери на Волковом кладбище в Петербурге, хотя он завещал это сделать. Теперь превращают в какой-то политический фетиш тело Аслана Масхадова. Это ведь поступки из одного смыслового ряда - варварское отношение к трупам независимо от их "политического значения".

Семен Новопрудский