|
|
N°40, 11 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Преступление без наказания
«Дело Холодова» опять попало в Верховный суд
Верховный суд России вчера в очередной раз приступил к проверке законности оправдательного приговора по «делу Холодова», вынесенного в июне прошлого года Московским окружным военным судом (МОВС). Тогда бывший начальник разведки ВДВ полковник Павел Поповских, командир особого отряда 45-го полка ВДВ майор Владимир Морозов, два его заместителя -- майоры Александр Сорока и Константин Мирзаянц, предприниматель Константин Барковский и замдиректора ЧОП «РОСС» Александр Капунцов, обвинявшиеся Генпрокуратурой в убийстве журналиста, были уже во второй раз признаны невиновными.
Впервые МОВС счел их вину недоказанной еще летом 2002 года. Но через год военная коллегия ВС по представлению Генпрокуратуры отправила дело на новое рассмотрение в МОВС, указав на множество процессуальных нарушений. Но на повторном процессе обвинение не только не сумело доказать виновность подсудимых, но еще и получило строгое порицание от судьи Евгения Зубова. Вновь оправдав всех шестерых, в частном определении он отметил, что Генпрокуратура грубейшим образом нарушала права обвиняемых, подвергая их необоснованным арестам и лишая права на защиту.
Корреспондент «Московского комсомольца» Дмитрий Холодов погиб 17 октября 1994 года в здании редакции. В переданном ему некими «доброжелателями» дипломате вместо документов оказалась бомба. По версии следствия, мотивом для убийства стали заявления Павла Грачева, бывшего в ту пору министром обороны, который открыто требовал от подчиненных «разобраться» с журналистом, «заткнуть ему глотку» и «вырвать ноги», таким образом выражая неудовольствие его публикациями о проблемах армии. Правда, на следствии и на суде г-н Грачев объяснил, что никогда не отдавал приказа убить журналиста, а если кто из подчиненных его неправильно понял, то это их проблемы. Следствие же установило, что именно из-за желания выслужиться перед министром полковник Поповских решил убить Холодова. Для этого он привлек к делу Морозова, Сороку, Мирзаянца, Барковского и Капунцова. По версии обвинения, им удалось похитить со склада части взрывчатку, смастерить бомбу и подбросить ее Холодову. После ареста в 1998 году Поповских признал свою причастность к убийству, но МОВС не принял это во внимание. Полковник признался, что оговорил себя под давлением следователей. Точно так же суд отнесся и к показаниям Капунцова и Барковского.
Вчера гособвинители Генпрокуратуры Ирина Алешина и Евгений Стародубец, требуя отменить приговор и частное определение в адрес прокуратуры, пояснили, что обвиняемые давали показания «по собственному желанию» и в присутствии адвокатов. Кроме того, они отметили, что МОВС лишил потерпевших права выступать в прениях, не учел показаний многих свидетелей. Затем выступили родители Дмитрия Холодова, в их словах сквозило отчаяние. «Мы, родители нашего сына, утверждаем, что журналист Дмитрий Холодов никого не оскорблял, а если в его публикациях и была неприятная для министра обороны критика, то только потому, что он болел за нашу армию и за нашу родину», -- заявил отец журналиста Юрий Холодов. «Оба процесса были несправедливыми. Мы видели, как благосклонно относился суд к обвиняемым и всю вину хотел свалить на самого Дмитрия. Поповских, Морозов, Мирзаянц, Сорока, Барковский и Капунцов виновны. И если сейчас военная юстиция не защитит наши интересы, то мы оставляем за собой право обращаться в Европейский суд по правам человека», -- сказала мать Дмитрия Зоя Александровна.
Адвокаты в свою очередь настаивали на законности оправдания своих подзащитных. «Десять лет Генпрокуратура вместо того, чтобы искать убийц, пыталась осудить невиновных», -- отметила адвокат Поповских Елена Тимошеская. «Обвинение даже не смогло установить, откуда у Дмитрия Холодова вообще оказался этот дипломат», -- добавила адвокат Барковского Лариса Мове. Высказал свое мнение и оправданный Павел Поповских: «Когда генпрокурор Скуратов доложил президенту Ельцину о поимке убийцы Холодова полковника Поповских, тем самым он поставил своих подчиненных в безвыходное положение -- им пришлось любыми способами искать подтверждения его словам».
Свой вердикт ВС вынесет в понедельник, но независимо от того, каким он будет, обвиняемым уже нечего опасаться -- срок давности по убийству Дмитрия Холодова истек еще в октябре 2004 года, а значит, и наказания за его совершение не полагается.
Екатерина БУТОРИНА