|
|
N°126, 18 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Су-33 погубил своего «крестного отца»
Генерал погиб, пытаясь исправить свою ошибку десятилетней давности
Трагедией закончилось во вторник авиашоу, посвященное 85-летию российской военно-морской авиации. Участвовавший в показательных полетах палубный истребитель Су-33 потерял управление и разбился при заходе на посадку. Вместе с самолетом погиб и его пилот генерал-майор Тимур Апакидзе. Россия потеряла своего лучшего морского летчика.
Юбилейные торжества проходили в городе Остров на Псковщине, где с 1994 года размещается Центр боевой подготовки и переучивания летного состава морских летчиков. Трагедия произошла практически на глазах командования авиации ВМФ и сотен гостей праздника. Продемонстрировав все мыслимые и немыслимые фигуры высшего пилотажа, Су-33, который пилотировал генерал Апакидзе, стал выполнять маневр захода на посадку. Через несколько минут из-за окружающих авиабазу холмов донесся взрыв и поднялся столб дыма. По словам офицеров дежурной смены контрольно-наблюдательного пункта авиабазы (КНП), летчик успел сообщить о том, что «самолет ведет себя неустойчиво и совершает нехарактерные эволюции». С КНП был передан приказ покинуть машину, однако Тимур Апакидзе катапультироваться отказался. До посадочной полосы он не дотянул лишь около трех километров. Примерно в 11.50 истребитель врезался в нежилые постройки на окраине деревни Чепягино и взорвался. К счастью, на земле никто не пострадал. К тому моменту, когда к обломкам самолета подоспели спасатели, летчик был еще жив. Но так же, как Су-33 не смог дотянуть до базы, не «дотянул» до больницы и его пилот.
Истребитель Су-33 является гордостью российской военно-морской авиации. Принятый на вооружение национального ВМФ в августе 1998-го, он по многим параметрам превосходит даже истребители палубной авиации США -- ведущей «авианосной державы» мира. Герой России Тимур Апакидзе считался на флоте «крестным отцом» Су-33: в 1991 году он стал первым строевым летчиком, который освоил эту машину (кстати, и Звезду Героя он получил в 1995-м именно за испытания Су-33). В принципе все летчики базирующегося на «Кузнецове» (единственном в российском флоте авианосце) 279-го истребительного полка являются учениками генерала Апакидзе. Именно он активно «натаскивал» пилотов с «Кузнецова»: использовать уникальный наземный тренировочный центр НИТКА в последние годы было сложно, после распада СССР он остался за рубежом -- в Крыму. Украина выставляла за его использование солидные счета, а флот сидел на скудном финансовом пайке.
Хотя Су-33 и считается надежной машиной, нынешняя авария уже далеко не первая для истребителей этого класса. Три прототипа машины были потеряны еще на этапе испытаний 1984--1991 гг., два Су-33 разбились на Севере в 1996-м и 2000-м в ходе учебно-боевых вылетов летчиков 279-го полка, еще два получили серьезные повреждения здесь же, на авиабазе Остров, в 1996 году во время тренировочных полетов. Для истребителей, которых было выпущено всего-то около четырех десятков, это немало. Правда, во всех этих авариях до сих пор погиб лишь один пилот Су-33: установленная на истребителе усовершенствованная катапульта К-36К позволяет летчику спастись практически до самого момента столкновения с землей. Тем не менее пилоты, лично знавшие Тимура Апакидзе, говорят, что они понимают причины, заставившие генерала отказаться выполнять приказ о катапультировании. Дело в том, что ему уже приходилось один раз терять такой истребитель: ровно десять лет назад -- 11 июля 1991-го -- в ходе программы испытаний одной из первых серийных машин этого типа (проходившей тогда под условным наименованием Т-10К-8) произошел частичный отказ систем управления. По приказу с земли Тимур Апакидзе покинул самолет, однако потом неоднократно признавался, что «не может себе простить того, что не смог спасти истребитель». Возможно, вчера в псковском небе летчик отчаянно пытался исправить свою «ошибку» десятилетней давности...
Юрий ГОЛОТЮК