|
|
N°40, 11 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Король будущих бензоколонок
ЛУКОЙЛ стал основным игроком на топливном рынке Санкт-Петербурга
Вчера была поставлена точка в схватке за бензиновый рынок Санкт-Петербурга, в которой участвовали с одной стороны местные топливные операторы, с другой -- вертикально интегрированные нефтяные концерны и с третьей -- Смольный. По итогам поединка можно констатировать, что крупного передела рынка не произошло, а проиграли все участники битвы. Местные бензиновые короли были вынуждены потесниться в пользу ЛУКОЙЛа, который вчера одним махом удвоил свою долю на рынке, купив сразу 30 участков под АЗС. Другие крупные компании так и не смогли захватить существенную долю питерского рынка. А город из-за этого потерял значительные поступления в казну.
Валентина Матвиенко сразу же после победы на губернаторских выборах в 2003 году объявила о том, что будет привлекать в город крупные нефтяные компании. Власти Петербурга посулили выделить целевым назначением нефтяным гигантам почти 250 участков под АЗС в обмен на платежи в бюджет города. Год назад губернатор подписала соглашение о стратегическом партнерстве с ЛУКОЙЛом, которому пообещала 60 участков под заправки в обмен на 4 млрд руб. в городской бюджет и на социальные программы. Аналогичные меморандумы город собирался подписать с «Сибнефтью» и «Татнефтью», однако они предпочли не идти на подобные договоренности.
Между тем местные «бензиновые короли» сумели добиться от г-жи Матвиенко отказа от целевого выделения участков. И в итоге Смольный выставил все обещанные ЛУКОЙЛу участки на аукцион. В итоге компании Вагита Алекперова досталось только 30 участков. Впрочем, относительно недорого -- за 10,3 млн долл., в то время как Shell вчера купила один участок за 1 млн долл. Примерно по такой же цене, как и ЛУКОЙЛ, позавчера приобрела пять участков «Сибнефть».
В итоге вопреки воле Смольного захвата рынка Петербурга крупными компаниями не случилось. «Сибнефть», достаточно рьяно претендующая на статус крупного оператора в городе, предпочла не вступать в бой с ЛУКОЙЛом. А «Татнефть» торговалась с компанией Вагита Алекперова, однако остановилась на сумме 10,2 млн долл., которая была «перебита» соперником.
Местные трейдеры от торгов оказались отсечены высокой начальной ценой лота и требованием перечислить в бюджет Петербурга 2 млрд руб. до конца года. Нефтяной клуб Петербурга (куда, кстати, входят не только питерские фирмы, но и почти все местные представительства крупных компаний, в том числе и ЛУКОЙЛа) даже жаловался в ФАС на Смольный на то, что город сверстал условия продажи «под ЛУКОЙЛ». Но антимонопольная служба решила, что все законно. А ЛУКОЙЛ вчера в своем официальном сообщении заявил: «По мнению руководства ЛУКОЙЛа, условия торгов были составлены таким образом, чтобы принести максимальные поступления в городской бюджет и в то же время заинтересовать крупных инвесторов».
Городские операторы выразили свое отношение к аукциону тем, что в большинстве своем бойкотировали торги (от участия отказались, например, крупнейшие в городе операторы -- ПТК, «Фаэтон» и «Славнефть»). Впрочем, подавать на горадминистрацию в суд никто не собирается. А глава Нефтяного клуба Олег Ашихмин назвал аукцион «разыгранным спектаклем, который подготовлен Смольным с участием ЛУКОЙЛа при молчаливом содействии ФАС». При этом, уверяет г-н Ашихмин, если бы город продавал участки не оптом, а по системе «один участок -- один лот», то бюджет получил бы дополнительно не менее 20 млн долларов.
Представители крупных нефтяных компаний вчера отказались от комментариев.
ЛУКОЙЛ обещает построить 30 заправок к концу 2006 года, вложив примерно 25 млн долл. Кроме того, гендиректор ООО «Лукойл-Северозападнефтепродукт» Владимир Калуженов заявил, что до сентября компания выкупит сеть из 37 АЗС у «Балт-Трейда». Сделать это непросто, так как многие станции этой сети обременены залогами, а собственность на другие является предметом споров. Поэтому ЛУКОЙЛу пока удалось перевести на свой баланс только 9 заправок. «По остальным юридические процессы идут, и безнадежных вопросов я не вижу», -- сказал г-н Калуженов. Когда 30 АЗС будут построены, а 37 -- выкуплены, ЛУКОЙЛ будет владеть 109 заправками и его доля на питерском рынке, по оценкам г-на Калуженова, достигнет 30%. Он подчеркнул, что большего компания не хочет. Однако, по оценкам независимых экспертов, эта доля будет 50% или даже больше. А если бы ЛУКОЙЛ, как изначально планировалось, получил от Смольного 60 участков под АЗС, то его доля на рынке в таком случае превысила бы 60%.
Дмитрий АНДРЕЕВ, Санкт-Петербург