Время новостей
     N°40, 11 марта 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.03.2005
И зайчики поддатые в шарах
Открылась выставка «100% Дизайн Moscow»
Ангар Гостиного двора жестко разделен на два выставочных пространства. Первую половину занимает московская версия знаменитой лондонской выставки «100% Дизайн», вторую половину -- представляющая в основном российских производителей выставка «Мир мебели и интерьеров FIDexpo». То, что британская выставка второй год существует в России на правах праздничного продовольственного заказа советских профсоюзов (вместе с банкой черной икры обязательно подсунут какую-нибудь кильку в томате), -- свидетельство уникальности российского социума. И в политике, и в общественной жизни, и в оформлении жилой среды нам уготован третий путь, не совпадающий ни с какими проторенными дорожками. Радоваться этому или огорчаться? Один из главных героев выставки «100% Дизайн» звезда британского дизайна Том Диксон (в активе его достижений изобретение и такой пикантной вещи, как эротический вибратор) привез в Москву свою инсталляцию «Зеркало Тотем» и, как написано в каталоге, «долгожданные стулья «Пилон». «Зеркало Тотем» -- это скульптура из зеркальных шаров. В принципе, воображение не поражает. Но и не должна. По фотографиям на стенде можно понять, что это «зеркало» и эти стулья лишь элементы того пространственно-пластического образа мира, который уже запрограммирован в сознании европейского человека. Они просто появились в нужное время и чутко реагируют на сложившийся в Англии (Европе) визуальный контекст. Точно так же представленная Британским советом в рамках «100% Дизайн» выставка английского светового дизайна (хит -- хрустальная спираль знаменитого Рона Арада, по которой бежит световой дорожкой посланное вами с мобильного SMS-сообщение) -- это привычный для английского глаза модуль: не шок и не шедевр, а то, что Бродель именовал «структурой повседневности».

Что же отразится в шарах Диксона на российской земле? Пройдем на вторую половину и подойдем к стенду московского учебно-производственного центра «Возрождение мастеров». На полу лежат много медвежьих, лисьих, волчьих шкур. На стене -- трехмерные картины-объекты. Задник или написан маслом в реалистической манере, или фотографический, или составлен из реальных объектов. На переднем плане разыграны мизансцены в духе передвижнической живописи или (и) комедий Леонида Гайдая. Действующие лица и исполнители -- чучела обитающих в русских лесах, фольклорных, можно сказать, зверей -- зайцев, енотов, лис, кабанов. Они пьют горькую, греются у костра. Один заяц с милицейским жезлом стоит перед согнувшимся другим, нарушителем, у ног которого валяется бутылка водки. Такой вот дизайн. Это русский китч в модусе какой-то отчаянной избыточности, на вычурной стадии маньеристического «слишком». Кроме этого стенда другие экспозиции «FIDexpo" встраиваются в привычный формат пестрого караван-сарая Измайловской ярмарки: много золота, и азиатчины выше крыши.

И вот пока одну половину Гостиного двора оформляют персидские ковры, золотые люстры и чучела зайцев, а другую половину -- «100% Дизайн» с модульными, стимулирующими воображение и творческую энергию модернистскими объектами, русская версия английского фестиваля будет восприниматься с некоторым смущением. Ведь четкая в Лондоне цель выставки в России становится куда менее ясной. На вернисаже я побеседовал с Константином Лариным, победившим в прошлом году на организованном в рамках выставки (при участии журнала Interior +Design) конкурсе молодых дизайнеров Created in Russia. Наградой ему стал собственный стенд на «100% Дизайн» в Лондоне в сентябре 2004 года. Ларин мне сказал определенно: в Лондоне эта выставка -- налаженный конвейер коммуникации между дизайнерами и их заказчиками -- производителями, в Москве -- инъекция для отдельных, желающих быть европейцами чудаков.

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки