|
|
N°39, 10 марта 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Выцыганили малую родину
Англичанам придется учиться жить по соседству с табором
Британское правительство решило обязать местные власти мирно сосуществовать с цыганскими общинами. Заместитель премьера Джон Прескотт на днях издал директиву, в которой повелел муниципалитетам посчитать кочевников, законно или незаконно проживающих на подведомственной территории, и определить, сколько земли нужно этим семьям для постройки домов. Эти участки цыгане имеют право выкупить и начать там свое строительство. В обмен на это местным властям было дано право останавливать разрастание цыганских поселений с помощью закона об антиобщественной деятельности. Плюс к тому Лондон пообещал муниципалитетам помочь с финансированием строительства новых стоянок. Как пишет газета «Гардиан», вся эта реформа призвана создать около трех сотен цыганских поселений и упростить отношения между оседлыми жителями и кочевниками-чужаками. Правда, в успешное разрешение многовекового «цыганского вопроса» в отдельно взятой Великобритании верится с трудом.
Цыгане живут на Альбионе с XV века, и с того же времени между ними и англичанами ведется постоянная борьба за территории. В XVI веке аборигены пытались полностью изгнать или истребить пришельцев, но цыгане выжили и до сих пор пытаются найти более-менее спокойные места для своих таборов. К британскому кочевому народу коренное население относится приблизительно так же, как и в других странах. То есть недолюбливает, опасается и старается лишний раз с чужаками не встречаться. Соответственно, когда цыганский табор появляется рядом с каким-либо городком, мирные обыватели начинают нервничать, хотя в общем-то здешние «путешествующие» (политкорректное название цыган, применяемое в Британии) по сравнению с их восточноевропейскими родичами могут считаться вполне законопослушным народом. Но, несмотря на прохладное отношение населения к заезжим кибиткам (в качестве которых чаще используются фургончики-автоприцепы), законы Британии по возможности стараются обеспечить цыганам все те права, которыми могут пользоваться все остальные британцы. В частности, право кочевать. Или, наоборот, не кочевать -- иметь свой дом и постоянно проживать по месту прописки.
Для того чтобы обеспечить право кочевки, муниципалитетам многих городов было предписано выделять места на окраинах, где мог бы разместиться табор. Однако считается, что таких цыганских пятачков в стране до сих пор не хватает, и потому «путешествующие» вынуждены разбивать незаконные стоянки. И если в России с ее бескрайними необустроенными и как бы ничейными просторами что туристу, что цыгану не так трудно найти место для лагеря, то в Британии с ее многовековым правом частной собственности на землю отыскать участок для стоянки практически нереально. Это вызывает регулярные и вполне понятные конфликты кочевников с местными властями.
С другой стороны, случается, что цыганский табор собирается надолго осесть в какой-либо местности и для этого даже выкупает участок земли рядом с городом. Этому муниципалитеты также начинают активно противодействовать. Не так давно, к примеру, в местечке Майнти разразился конфликт между местными жителями и группой цыган, собиравшихся строиться на законно купленном участке. Они уже было начали тянуть к своей территории водопровод и электричество, но власти пытались заблокировать строительство, поскольку оно не было официально санкционировано.
Судя по всему, теперь Лондон решил больше не ждать, пока британцы привыкнут к неизбежному соседству с цыганскими фургонами, и решил в приказном порядке установить правила мирного сосуществования в мультикультурном обществе. Цыганские организации, естественно, приветствовали директиву Прескотта, поскольку та открывает путь для легализации полузаконных и полуоседлых таборов. С другой стороны, местные власти чуть ли не прокляли правительство, видимо, опасаясь, что это приведет к лавинообразному росту количества цыганских анклавов в британских пригородах.
Владимир ДЗАГУТО